Светлана Буравлева
Значимость применения игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Значимой роли в развитии и воспитании детей отводиться игровой
деятельности, так как она относиться к эффективному средству
формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств,
реализации потребностей воздействия на мир, то есть оказывает
существенное изменение в психики ребенка. А именно выступая основным
средством психологического воздействия на формирующуюся личность,101
оказывающим влияние на развитие его способностей (коммуникативных,
интеллектуальных, творческих).
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка,
Публикация «Значимость применения игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба,
каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего в игре» [1,с. 98].
Поэтому в рамках игровой деятельности происходит формирование тех
сторон психики, которые способствуют адаптации ребенка к внешней
действительности и успешности учебной, трудовой деятельности и
отношения с окружающими.
Так как дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) относятся к
«особенным» детям нуждающихся в индивидуальном подходе в процессе
обучения, воспитания с применением эффективных средств, методов,
технологий. Анализ литературы и практика показали, что в условиях ДОУ
наиболее эффективным средством в коррекционно-развивающей работе с
детьми с ОВЗ является игровые технологии. Потому что игровая технология
представляет собой организацию педагогического процесса в форме
различных педагогических игр при последовательной деятельности педагога
[2].
В связи с этим игровые технологии активно применяется в
коррекционной работе с детьми с ОВЗ и является инструментом их развития
и познания. В итоге педагоги ДОУ должны организовывать разнообразные
виды игровых технологий с включением педагогических ирг той или иной
направленности, как средство освоения детьми с ОВЗ содержания
дошкольного образования, с опорой на требования ФГОС ДО. При этом
перевод игр на высокий уровень организации виде игровых технологий
возможно только под влиянием целенаправленного обучения.
Опыт показывает, что применение игровых технологий в
коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ возможно только
после проведения специально организованных занятий по формированию
игровой деятельности, с постепенным переносом в свободную деятельность.
О. П. Гаврилушкина писала: «Ребенок с ОВЗ способен познать
окружающий мир, он н6е может делать это теми способами, которыми так
естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники к такому
ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы,
предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого и
степень обучаемости»[1,с. 123].
Поэтому в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ при
применении игровых технологий необходимо придерживаться следующих
правил:
1. Последовательность
- игровое занятие начинаться должно с простых знакомых упражнений
связанных с положительными эмоциями;
- объяснение действий воспитателя или ребенка сопровождающиеся
комментариями;102
- начатое игровое действие обязательно завершить.
2. Многогранность повторения игрового занятия с целью закрепить
необходимый навык/знание.
3. Доступность игрового материала
- четкая формулировка правил;
- подбор игрового материала с учетом возможностей детей
определенной группы.
4. Использовать атрибутику игры (пособия, игрушки).
При этом в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в процессе
применения игровых технологий педагог должен выступать активным
участником и основным помощником, используя такие формы работы, как
драматизация, театрализованная деятельность, теневой театр. Это позволяет
ребенку с ОВЗ приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию,
способствует развитию психических процессов и формированию навыков
позитивного поведения в обществе.
Поэтому на начальных этапах коррекционной работы по
использованию игровых технологий в процессе обучения детей с ОВЗ в
условиях ДОУ необходимо учитывать следующие задачи:
1. Формировать интерес к игровым технологиям, стимулировать
потребность в игре;
2. Научить использовать те или иные игрушки, игровые пособия в
соответствии с их функциональными назначениями;
3. Научить действовать в рамках игровой технологии по следующей
схеме: по подражанию- образцу – самостоятельно;
4. Приучать обозначать словом, предложением предметы, действия,
явления и бережное отношение к ним.
Вместе с тем реализация данных задач, как показала практика,
возможно посредством следующих приемов:
- показывание игровых действий педагогами;
- совместность выполняемых игровых действий;
- выполнять задания по словесным инструкциям;
- самостоятельность при обыгривании игрушек.
Очень важным при коррекционной работе с детьми с ОВЗ в процессе
применения игровых технологий является усвоение логического развития
игрового сюжета. А это возможно посредством проведения двух видов работ,
а именно:
1. Наблюдать и устанавливать последовательность бытовых
действий в повседневной жизни в условиях режимных моментов.
2. Выполнять детьми такие игровые действия, которые требуют от
них предварительной подготовки.
В итоге при правильно организованной коррекционной работе с
применением игровых технологий с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
способствует полноценно познавать и отражать окружающий мир в разных
видах деятельности, строить взаимоотношения в социуме. Так как игровые
технологии относятся к эффективному средству и методу обучения,103
позволяющему обыденный процесс обучения превратить в нечто интересное,
захватывающиеся и познавательное за счет присущей педагогической цели,
которая обоснована и характеризуется познавательной направленностью, и
собственного результата.
В рамках коррекционной работы с детьми с ОВЗ игровые технологии в
условиях ДОУ можно использовать как:
- самостоятельную технологию с целью усвоения темы занятия;
- элемент педагогической технологии;
- технологию воспитательного воздействия.
При этом используемые игровые приемы в рамках игровой технологии
можно реализовать по таким направлениям:
- постановка педагогической цели перед детьми в форме игровой
задачи;
- подчинение образовательно-развивающей деятельности детей
определенным правилам игры;
- использование учебного материала, как средства игры;
- перевод педагогической задачи в игровую с целью мотивации;
- связывание педагогической цели с игровым результатом[2].
Таким образом, игровые технологии в коррекционной работе с детьми
с ОВЗ относятся к эффективным средствам в их обучении. Так как
способствуют созданию комфортной обстановки для детей с ОВЗ,
стимулированию их интереса к учебе, развитию когнитивных и социальноэмоциональных навыков. Кроме того игровые технологии способствуют
сближению учебного материала и определенной практической деятельности
при правильно последовательной организации деятельности педагога.
Список использованных источников:
1. Казакова, Г. М. Игровые технологии в процессе подготовки детей
к обучению в школе/ Г. М. Казакова. - М. : АРКТИ, 2020. -229с.
2. Томчикова, С. И. Игровые технологии В ДОУ/С. И. Томчикова. –
М. : Флинта, 2022.- 314с.