Шагалова Елена
Значение экологической деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Человек и природа… Творчество философов, поэтов и художников у всех народов и во все времена было посвящено этой теме. В наши дни данная проблема стоит наиболее остро. Над всем человечеством нависла экологическая угроза. Жизненно необходимой стала проблема экологизации деятельности человека, как материальной, так и духовной. Ведь это является важным условием сохранения нашего общего дома - Земли. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Идеи ознакомления детей с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах: Водовозовой Е. Н., Сухомлинского В. А., Венгер Л. А., Залкинд Э. И., Геннингс, Волкова Е. И. и др. Работы ведущих педагогов и методистов сыграли большую роль, в центре внимания которых, было формирование наблюдения, как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе: Веретенникова С. А., Маханева М. Д., Рыжова Н. А., Серебрякова Т. А., Арсеньева В. П. и другие. Дети дошкольного возраста получают самые первые эмоциональные впечатления о природе, накапливая представления о разных формах жизни, то есть формируются у них первоосновы экологического сознания, мышления, а также закладываются начальные элементы экологической культуры. Все это может происходить только при одном условии, когда взрослые, воспитывающие детей, сами понимают общие экологические проблемы для всех людей и беспокоятся по их поводу и обладают экологической культурой.
Публикация «Значение экологической деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическое воспитание детей включает в себя несколько направлений. С точки зрения интеллектуального развития – формирование системы экологических чувств, представлений и знаний. В части нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. Экологическое воспитание включает в себя развитие эстетических чувств, таких как способность, видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Целью нашей работы является эмоционально-познавательное развитие детей через ознакомление их с природой родного края. Основными задачами являются:
1. Развивать у детей познавательный интерес к природе родного края, направляя активную деятельность на осознанное сохранение природы.
2. Формировать у детей базисные основы экологических знаний и культуры о природе родного края: получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования; воспитание у детей экологического сознания, нравственного отношения к природе.
3. Раскрыть и развивать творческий и нравственный потенциал детей в процессе общения с природой родного края.
Нами разработаны циклы занятий и игр с использованием наглядного материала (лепбука, дидактических тетрадей для закрепления знаний детей о природе, разнообразные гербарии растений родного края: деревьев, кустарников, лекарственных растений, которые находятся на участке ДОУ, направленных на развитие экологических представлений и правильного отношения к природным явлениям и объектам. На занятиях используем проблемные ситуации, проведение опытов, которые позволяют «открыть новые знания», блицопрос, где дети повторяют материал, для изучения новой темы. Используем практическую работу и поисковую деятельность с помощью игровых приемов. Формируя, экологические представления, у детей используя такие организованные формы работы с детьми, как природоохранные акции, тематические недели. В сознание детей закладываются точное представление о явлениях природы, а также что все взаимосвязано между собой в природе, что организм и среда единое целое, что человек является частью природы, который наделен сознанием и своим трудом активно воздействует на природу. В процессе наблюдения обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Уделяем внимание непосредственному общению детей с природой : с деревьями, птицами, насекомыми. Важным моментом в недельной методике ознакомления детей с сезонными явлениями природы является ведение календаря природы. Это важно для формирования у них отчетливых временных представлений. Придавали особое значение исследовательской деятельности детей - наблюдению, проведению опытов. При проведении целевых прогулок и экскурсий, дети, используем лэпбук, календари наблюдений, отмечали, что нового они узнали. Во время экскурсий дети собирали природный материал для коллекций, исследовали почву, камни, воду и т. д. Развивая положительные эмоции по отношению к природе, помогали решать проблемные ситуации на занятиях, ситуации эмпатии во взаимоотношения с природой.
Для повышения эффективности экологической работы с детьми в ДОУ силами воспитателей и родителями воспитанников создана развивающая экологическая среда. Экологическая среда способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению каждого ребенка, формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения, экологизации различных видов деятельности ребенка. Семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает ребенка к активной деятельности, показывает ему пример отношения к природе. Поэтому для полного осуществления экологического развития детей наша работа в ДОУ сочетается по взаимодействию с семьями воспитанников в данном направлении. Родителей знакомили с работой ДОУ по экологии. Для родителей разработаны рекомендации, которые направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье. Используются различные мероприятия с участием родителей, такие как собрания, открытые занятия, экологические КВН с участием родителей, информация в уголках для родителей, экологические акции.
Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования осознанного правильного отношения к объектам природы, с которыми непосредственно они контактируют. Такое отношение возникает у детей во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию, которая проявляется в разных формах поведения ребенка. Поэтому очень важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.
Таким образом, разработанная нами система экологического воспитания детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна для развития экологического сознания дошкольников. Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность воспитателя, умение заинтересовать и пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.