Наталья Газизова
Консультация для воспитателей «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.
Тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую «взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла».
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен: обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знакомым с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
В процессе формировании языковой культуры сказка приходит к нам на помощь. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.
В процессе чтения сказок происходит :
• развитие познавательного интереса детей;
• расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
• развивается свободное общение с взрослыми и детьми;
• формируется интерес к книгам и потребность в чтении;
• воспитывать умение слушать.
Модель работы со сказкой :
1. Знакомство с название сказки
2. Процесс чтения сказки
3. Речевая зарядка
4. Беседа по содержанию
5. Пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. Рассматривание иллюстраций
7. Работа с обучающими презентациями
8. Создание сказки (продуктивная деятельность)
9. Сказка и познание.
Работа со сказкой в детском саду происходит:
- в процессе организованной образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
При подборе сказок необходимо учитывать возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.
Внесение кукол в процессе чтения сказки способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества. Заранее необходимо подготовить персонажей, с которыми будет происходить общение, можно создать их, используя бросовый, природный материал.
Возможно «оживление» сказки в процессе ее рисования, используя различные техники, лепки из пластилина, солёного теста, выполнения аппликации из бумаги, ткани, различных нитей.
В процессе рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, можно постепенно переходить к простейшему моделированию. Для плавного перехода использовать дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?».
В процессе работы со сказкой желательно использовать показ слайдов. Дети дошкольного возраста с интересом играют в игры «Третий лишний», «Из какой сказки герой» с мультимедийным оформлением.
Для лучшего запоминания текста сказки возможно использование различных видов театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении.
Сказка - это в первую очередь особая среда, через которую ребенок совершенствуется в языке. Наша задача, как педагогов, помочь ребенку как можно богаче обогатить эту среду.