Наталья Морозова
Формирование основ экологического сознания у детей среднего возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ на тему:
«Формирование основ экологического сознания у детей средней возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц»
Автор опыта:
воспитатель МБДОУ детского сада
№321
Морозова Наталья Валерьевна
г. Нижний Новгород
2016 год
Содержание:
1. Актуальность…. … 3-4
2. Этапы работы по экологическому воспитанию…5
2.1. «Диагностический»…. …5-7
2.2. «Формирующий»….…7-12
Публикация «Формирование основ экологического сознания у детей среднего возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц» размещена в разделах
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
- организация работы с детьми;…12
- работа с родителями;…. 12
- взаимодействие со специалистами ДОУ;…12-13
- организация образовательного пространства;…13
2.3. Итоговая диагностика…13-14
3. Анализ эффективности работы по экологическому воспитанию (выводы…14-15
4. Список литературы…. …. ….… .16-17
5. Приложения ….
Актуальность.
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Мы считаем, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе и школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существует определенные противоречия:
- между проблемой изменения структуры мышления в сторону экологического, формирования целостной картины мира и сведением экологического воспитания к ознакомлению с природой;
- между необходимостью повышать уровень экологического развития у дошкольного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду.
Выявленные противоречия поставили перед нами проблему: может ли развивающая игровая деятельность стать естественным, социально – значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Решение данной проблемы мы видим в создании системы педагогической работы, направленной на формирование представлений о птицах, их важной роли в природе, побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы игровой деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной деятельности.
В совместной работе с родителями нужно создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
До сих пор у старшего поколения, значит и у детей приоритеты : человек - «хозяин», «царь» природы. Тогда как правильным должны быть другие приоритеты: человек - часть Природы, согласование человеческих потребностей с экологическими требованиями.
Выбор темы опыта «Формирование основ экологического сознания у детей средней возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц» обусловлен пониманием значимости поставленной нами цели.
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы в течение
2016-2017 учебного года.
2. Этапы работы по формированию основ экологического сознания у детей среднего возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц.
2.1. «Диагностический»
Первый этап мы начали с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических представлений о природе у дошкольников, проводилась по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой.
Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям:
1) на выявление уровня экологических знаний– проводится беседа по вопросам, цель которых изучить ценность природных объектов для дошкольника, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними. Например, такие как
2) на выявление уровня представлений детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с птицами (беседа по картинкам) ; на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и ее объектам в поведении детей (практическая ситуация) ;
3) на выявление уровня отношения детей к птицам - выявить характер отношения детей к птицам : его активность, избирательность, устойчивость, осознанность в естественных условиях.
По итогам диагностики уровень экологического развития детей средней группы на начало 2016-2017 учебного года составил:
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Уровень экологических знаний 55% 45% 0%
2. Уровень представлений детей о правилах и нормах поведения в природе 60% 40% 0%
3. Уровень отношения детей к птицам 75% 25% 0%
Результат диагностирования показал, что уровень представлений детей о природе, отношения к ней недостаточный.
Таким образом, по полученным результатам диагностики, нами был сделан вывод, что есть необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей средней группы, так как у некоторых детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.
Анализ образовательного пространства свидетельствует о следующем :
- в группе есть необходимые интеллектуальные игры, создана психологическая атмосфера;
- подобраны по содержанию разные дидактические игры, но среди них отсутствуют игры, направленные на классификацию различных видов птиц;
-в группе дети имеют возможность отразить полученные впечатления об окружающем мире, реализовать свой замысел, но очень мало иллюстраций, таблиц и схем, связанные со строением птиц.
- в уголке книг представлены разнообразные книги, энциклопедии, но нет литературы, которая учит гуманному поведения в природе, экологически грамотного отношения к живым объектам фауны.
Анализируя результаты диагностики детей, образовательного пространства в группе пришли к выводу, что данные результаты подтверждают факт необходимости организации работы с детьми по данной проблеме.
Основная цель : развитие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и представителями природы, обогатить предметно-пространственную среду в группе;
• Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы, передвижения, перьевой покров) .
• Расширять представления о пернатых друзьях, их важной роли в природе.
• Закреплять представления детей о знакомых птицах.
• Уточнять представления о среде их обитания, о питании, передвижении.
• повысить уровень педагогической культуры родителей по данному вопросу.
• Побуждать к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.
2.2. Формирующий.
Просмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, мы отобрали необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям.
Исходя из требований ООП МБДОУ №321, работу с детьми по формированию основ экологического сознания путем ознакомления с жизнью и повадками птиц построила в 3 этапа :
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Специально-организованное обучение по формированию основ экологического сознания предусматривает проведение занятий познавательного характера, занятия по физическому, музыкальному развитию и т. д.
Основными формами передачи знаний о формировании основ экологического сознания является НОД, построенная на игровом сюжете. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
Для более успешной реализации задач на занятиях использовали активные методы и приемы обучения:
словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы;
практические: игровой метод, упражнения, наблюдения, проекты;
наглядные: рассматривание картин, таблиц, схем, личный пример взрослых.
Применяли разнообразные формы работы : непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, дидактические игры, чтение специальной литературы, сюжетно-ролевые игры.
На данном этапе работа проводилась в следующих направлениях:
-создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной среды для гармоничного развития детей в соответствии созданием условий для формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны;
-разработка перспективного плана (см. приложение) ;
-составление конспектов непосредственно - образовательной деятельности, консультаций (см. приложение) ;
-создание презентаций;
-подборка дидактических,подвижных, сюжетно – ролевых игр (см. приложение) ;
-работа с родителями (см. приложение) .
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Учитывая, что чувственные представления детей о пернатых, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в непосредственной образовательной деятельности, мы. большое внимание отвели наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, фотоальбомов, художественной литературе) .
Первостепенное значение уделяли словесным методам работы. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогали восприятию детьми новых образов о птицах и обеспечивали успешный результат.
Эти беседы способствовали активизации знаний детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывали интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять. Мы составляли с детьми описательные рассказы по теме «Птицы», которые обеспечивают высокую умственную и речевую активность детей.
Важное внимание при формировании экологических представлений о природе у детей уделяли прочтению художественной литературы о жизни птиц. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, использовали литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводили беседу, задавала вопросы, видели в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг.
Для развития потребности в приобретении новых знаний в процессе исследовательской деятельности у дошкольников нами применялись чтение произведений по теме, разучивание считалок, загадок, пословиц и поговорок о птицах.
Сказки: «Жар-птица»; «Царевна лебедь»; «Синяя птица»; «Птица Феникс»; «Финист–ясный сокол»; «Гуси-лебеди»; «Кукушка» развивали эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника, формировали положительное отношение к природе, к птицам.
В целях обогащения представлений детей о жизни и повадках птиц педагог проводила такие виды игр- развлечений, как игра- путешествие, игра - фантазия, игра – исследование (Приложение №6) .
Большое значение при закреплении экологических представлений о природе у детей мы придавали ведущей форме деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания) .Для удобства использования экологических игр на занятиях нами были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам.
Дети играли в различные экологические игры : «Что общего?»;«Приятного аппетита»; «Сосчитай птиц»; «Похожа–непохожа»; «Угадай меня»; «Разбери фигурки птиц»; «Кто больше назовёт птиц»; «Сложи птичку» Эти игры развивают познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт птиц» помогала расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них; закрепить представление о пользе птиц.
В своей педагогической деятельности постоянно стремились поддерживать и развивать игровые интересы детей. Применяли сюжетно-ролевую игру «Дружба птиц», которая закрепляет представления детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Используя игру «Меню для птиц», расширяли представления детей о том, чем питаются пернатые, и учила составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Дидактическая игра «Птички на кормушках» помогает уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются, природоохранительные представления.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе мы используем не только сюжетно-ролевые, дидактические, но и все другие виды игр.
Развивать интерес к жизни птиц, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей нам помогали подвижные игры: «Птички в гнёзда летят»; «Петушиный бой»; «Цапли»; «Найди пару»; «Летели две птички»; «Совушка».
Достаточно широко использовали метод наблюдения. Взаимодействуя с природой, дети познали факты и достаточно сложные закономерности природных явлений, связей в природе, многообразие птиц, влияние человека на природу.
Помогали детям установить зависимость отлёта птиц от наличия корма и характера погоды, понять трудности, которые ожидают зимних птиц; побудить детей к сопереживанию и оказании действенной помощи пернатым.
Пытались выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке, для кого они предназначены и какими должны быть. Предложила посмотреть слайд с кормушками, обратила внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении. Дети совместно с родителями заготавливали корм для птиц, мастерили кормушки, вешали их на участке и вели дальнейшие наблюдения за птицами.
В рамках работы над опытом предлагали детям такие поисковые задания, как насыпать семечки, зёрнышки, хлебные крошки, развесить кусочки сала; определить, что любят синички. Дети на прогулках зимой всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют корм, как перемещаются по участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.
Учитывая, что развитие познавательного интереса занимает важное место в системе формирования отношений детей к природному окружению, к воспитанию элементов экологического сознания дошкольников, создавалась для детей проблемная ситуация. На стенде «Всё обо всём» появлялось изображение клюва птицы. Предлагалось догадаться, какой птице он принадлежит. Дети вместе с родителями составляли рассказ о птице и поясняли, что нового узнали о пернатом друге.
Рассказ по схеме (2 птицы, гнездо, яйцо, птица высиживает яйца, птенец в скорлупе, птенец без скорлупы, кормление птенца, пустое гнездо) помог понять детям, что в мире птиц происходят чудесные превращения, что самое главное чудо - это птичье яйцо и появление на свет птичьего потомства - это долгий путь.
Применяли практические умения и навыки детей в изображении птиц с помощью красок, пластилина, восковых карандашей. Сюжетное рисование на тему «Как розовые яблоки, на ветках снегири» способствовало развитию любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения детей. Во время коллективной лепки «Прилетайте в гости птицы» воспитатель формировала у детей представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, перья.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Нами был проведен праздник «Весенний праздник птиц». По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Взаимодействие с родителями
Работу по экологическому развитию дошкольников осуществлялась в тесном сотрудничестве с семьей. Родители принимали непосредственное и активное участие в формировании предметно – игровой развивающей среды группы.
На родительском собрании мы рассматривали проводили консультационно – разъяснительную работу с родителями о методах и игровых приемах экологического воспитания детей в семейной обстановке.
Дома дети и родители подбирали загадки о птицах, учили стихи (Приложение).
Консультации для родителей «Нормы экологического поведения и особенности их восприятия дошкольниками», «Подкормите птиц зимой» осуществляли взаимосвязь детского сада и семьи в воспитании гуманного отношения к природе и формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста (Приложение) .
Родители отвечали на вопросы анкет «Экологическое воспитание дошкольников», «Как часто Вы общаетесь с природой», «О способах воспитания».
В совместном творчестве дома создавали альбом из фотографий различных птиц, классифицируя их по видам.
Взаимодействие со специалистами ДОУ.
Экологическое воспитание в детском саду находится в тесной связи с умственным, трудовым, эстетическим воспитанием и развитием всех сторон личности ребенка. Комплексный подход к воспитанию у дошкольников любви к природе, к живым организмам заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса. Комплексный подход- это также взаимосвязь различных сторон и методов воспитания.
Поэтому свою работу мы старались проводить в тесной связи с логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и социальным педагогом.
На музыкальном занятии проводились комплексно-тематические досуги, развлечения. (например, развлечение «Стали птички громко петь и расцвел подснежник»).
На физкультурных занятиях использовались подвижные игры «Птички на кормушках», «Петушиный бой», «Совушка, сова».
С логопедом проводились беседы «Что мы знаем о птицах?»; «Птицы зимой»; «Назови части тела птиц ласково»; «Чего не хватает?»; «Кто лишний?»;«Одень птицу»(см. приложение), занятия о правильном звукопроизношении, составляли рассказы о птицах.
Образовательное пространство.
Для решения задач по формированию экологического сознания детей путем обогащения представлений о жизни и повадках птиц потребовалось пополнить предметно-развивающую среду группы. В воспитательно-образовательное пространство группы внесли следующие изменения:
- в центр художественной деятельности: иллюстрации с изображениями птиц, схемы строения птицы, трафареты, альбомы для раскрашивания, материал для творчества (пластилин, краски, гуашь);
- игровой центр: макеты птиц, дидактические игры: «Меню для птиц», «»Разбери фигурки птиц», «Птички на кормушках», предметы-заместители для организации сюжетно-ролевых игр, схема-план для конструирования кормушек идр. ;
- центр художественной литературы: книги о природе, о птицах, кроссворды на тему «Птицы».
2.3. Итоговая диагностика.
Педагогическая диагностика результативности данного опыта заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, произошедших, в условиях целенаправленной работы в непосредственно - образовательной деятельности, и в свободной деятельности дошкольников.
Последующее проведение заданий на выявление уровня формирования представлений о жизни и повадках птиц позволило выявить качественные позитивные изменения детей. У них были сформированы представления о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Знания о пернатых были закреплены и систематизированы, уточнены представления о среде их обитания, о питании, передвижении.
3. Выводы
выявилась позитивная динамика формирования у детей представлений о жизни и повадках птиц;
дети приобрели практические навыки помощи птицам зимой; у детей появилась потребность в общении с представителями мира птиц; проявляли доброту и чуткость, милосердие и бережное отношение ко всему окружающему;
сформированы представления о жизни и повадках птиц, расширился навык делать самостоятельно обобщения, мотивированно и объективно оценивать свою и чужую работу, произошло значительное обогащение словаря, развитие наблюдательности, интереса к познавательной и исследовательской деятельности;
дети проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо – плохо»; эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества;
полученные знания изменили отношение детей к природе, в частности, к птицам. Это проявилось в заботе о пернатых друзьях: изготовлении кормушек, скворечников, подкормке птиц зимой.
4. Список литературы.
1. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А., Крулехт, М. В. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, М. В. Крулехт. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.-592 с.
3. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2006.-226с.
4. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми от 4 до 10 лет. О. Воронкевич, М. - 2011.
5. Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с. 40-48.
6. Иванова А. И. Живая Экология. Программа экологического воспитания дошкольников 2009г. М. ТЦ Сфера
7. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников 2009г.
8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика, 2001.-168с.
9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие М. Академия 2009г
10. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296с.
11. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. 2010г
12. Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников 2008г.
13. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – с. 6 – 11.
14. Савенков, А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2. - с. 73–78.