Юлия Акованцева
Роль экологической игры в формировании экологической воспитанности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Акованцева Юлия Александровна, воспитатель МАДОУ детский сад города Хабаровска.
В настоящее время на дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные функции – обучать, воспитывать и готовить к будущей жизни поколение, которое будет в дальнейшем определять научно-технический, социально - экономический, экологически культурный прогресс российского общества в новом столетии.
Публикация «Роль экологической игры в формировании экологической воспитанности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Теперь мало в каком доме нет интернета и современных гаджетов. Человечество всё больше и больше отдаляется от мира природы, видя чаще мир через экран своих телефонов, компьютеров и т. д. Общение, учёба, работа и заказы любых товаров, необходимых для существования - всё это можно осуществлять, не выходя из дома. Всё реже и реже люди общаются с природой и отдаляют от неё своих детей, давая им с малых лет в руки гаджеты, тем самым решая их возможности чаще бывать на свежем воздухе и накапливать определённые знания о природе, о её законах, о правилах поведения в ней. Многие родители даже не осознают, насколько серьёзны последствия. В нынешнее время, экологическая проблема взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Состояние окружающей среды с каждым годом ухудшается, истощаются природные ресурсы, вследствие интенсивной деятельности человека, возрастает риск для жизни и здоровья человека, ухудшается экология. В информационных источниках мы всё чаще слышим о происходящих по вине человека природных катастрофах, которые необратимо уничтожают окружающую среду. Всё это происходит из-за стихийного воздействия людей на природу. Чтобы предотвратить это планомерное уничтожение природы, необходимо развивать в каждом человеке достаточный уровень экологической воспитанности, экологического сознания, экологической культуры, формирование которого начинается с детства и продолжается всю жизнь. В связи с этим перед системой образования стоит важная актуальная задача, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Великие педагоги прошлого придавали особое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
С. Н. Глазачев и А. Н. Захлебный понимают под экологической воспитанностью школьников единство знаний норм и правил поведения в природе; умение объективно оценивать факты и явления экологической действительности, активности в экологической деятельности.
Экологическую воспитанность Л. С. Глушкова рассматривает как интегральное качество личности, позволяющее человеку жить в гармонии с природной и социальной средой, и его поведение, отвечающее принципам экологических ценностей.
Т. А. Маркова считает, что экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие. Учитывать их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Б. Т. Лихачев в статье «Экология личности», говоря о нравственной направленности ребенка, отмечает, что все должно способствовать развитию таких чувств и состояний, как любовь, волнения совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развивать чувство гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного. Огромнейшую роль в отношениях ребенка с природой играют чувства привязанности, понимание ее красоты, интереса к ее жизни. Умение видеть прекрасное в природе, наслаждаться ее звуками, красками, ароматами, беречь их как источник красоты и радости не приходят сами собой.
Для того чтобы в нашем подрастающем поколении повысить уровень экологической воспитанности применяются разнообразные методы и формы работы. Одним из эффективных методов по формированию знаний по экологии у дошкольников являются игры. При внедрении в образовательный процесс экологических игр можно добиться активного участия детей, их заинтересованности в том, чтобы образовательная деятельность была интересна.
Игры, если они интересны, надолго запоминаются детям. Специфика экологических игр для дошкольников заключается в том, что материал, доносимый до ребенка, должен быть, не только полезен и познавателен, но и интересен. Поэтому, лучше всего вовлекать детей в активное участие в игре. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и приумножать.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре для ребёнка совершаются первые открытия, он переживает минуты вдохновения, развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Из исследований Николаевой С. Н., Комаровой И. А. и Новоселовой С. Л., можно выделить следующие виды экологических игр :
- ролевые;
- имитационные;
- соревновательные;
- дидактические;
- игры - путешествия;
- подвижные.
В процессе ролевых игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности. Например, целью ролевой игры «Строительство города» будет формирование у детей представления о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил. Использование сюжетно - ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами.
Включение элементов сюжетно - ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.
Соревновательные экологические игры такие как : КВН, конкурсы, «Поле чудес», экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
В практической деятельности дошкольных образовательных учреждений часто применяются игры - путешествия экологического содержания. В играх - путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д.
Дидактические игры экологического содержания занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками. В процессе игры можно :
- узнать об особенностях приспособления животных к среде обитания помогут игры : «Летает, бегает, прыгает», «Кто, где живет?».
- усвоить знания об экосистемах поможет игра: «У кого какой дом»;
- способствовать усвоению знаний о росте и развитии живых организмов будут игры : «Что сначала, что потом», «Птицы – рыбы - звери», «Живое - неживое»;
- узнать о правилах поведения в природе в игре «Выбери правильно дорогу».
Критериями выбора и подбора игр являются:
- программа, по которой ведется работа в ДОУ;
- возможности дошкольного образовательного учреждения;
- предпочтения педагога;
- уровень подготовленности детей.
Обширную группу экологических игр составляют также и подвижные игры. Эти игры связаны с подражанием повадкам животных, их образом жизни. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, глубже осваивают знания, а получаемая в игре радость, способствует углублению у детей интереса к природе. Внимание, развивающееся в подвижных играх, влияет на собранность детей, учит их выполнять словесные указания взрослого.
Для старшего дошкольного возраста наиболее популярны такие игры как : «Обезьянки», «Перелетные птицы», «Двигайся как животное», «Летал - летал воробей», «Земля, воздух, огонь» и прочие. Эти игры являются уже более усложненными, включают в себя несколько действий и знания об окружающем мире. Дети – это неугомонные существа и потому любят движение во всех его проявлениях. Чаще всего подвижные экологические игры для дошкольников имеют правила и задания. Дети на своем опыте учатся понимать, каким образом могут влиять на окружающую их природу.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры - превращения, направленные на возникновение у ребенка уважение к животным, растениям, объектам неживой природы.
Экологическая воспитанность детей в процессе игры наиболее эффективна. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения.
В своей практике воспитатели могут прибегать к помощи сказочных героев, например, Гриба - лесовика, в наряд которого может переодеться педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми - опытами, в которых, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх - опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и правильными.
Когда мы наблюдаем за играющим ребенком, мы можем узнать о его интересах, выявить особенности его характера. Каждая игра несет в себе возможности для развития определенных психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения. Особенно значимы игры экологического содержания для развития внимания, так как они наиболее близки и понятны детям, а также заключают в себе большой познавательный и воспитательный потенциал.
Таким образом, можно сделать вывод, что игры экологического содержания способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой, развивают внимание, память, мышление. Использование игр в образовательной деятельности позволит добиться хороших результатов в формировании экологической воспитанности дошкольников.