Дадаева Татьяна
Значение детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Значение детской художественной литературы
Дав ребёнку книгу- вы даёте ему крылья.
Дошкольный возраст – это период когда начинает формироваться личность человека. Исследования психологов и педагогов во всём мире подтверждают, что в этом возрасте закладываются основы моральных качеств личности, начинает формироваться характер,эстетическое восприятие, интересы, умение общаться,жить в обществе. Все впечатления,знания и умения полученные в детстве оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека. Поэтому очень важно с самого раннего возраста знакомить детей с литературой. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Детская литература играет неоценимую роль в жизни ребёнка. Через произведения детской литературы ребёнок учиться отличать добро от зла, прекрасное от безобразного,плохое от хорошего,настоящее от вымышленного, учиться сопереживать,сочувствовать,учиться познавать окружающий мир.
Публикация «Значение детской художественной литературы» размещена в разделах
Вклад детской литературы в развитие речи ребёнка оценить просто невозможно. Сначала слушая,а затем и самостоятельно читая литературные произведения ребёнок знакомится с образцами использования родного языка,знакомится с новыми словами,образными выражениями,средствами выразительности.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает восприимчивость, эмоциональность,сознание и самосознание, формирует правильное мировоззрение и представления об окружающем мире.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста —перевертыши, небылицы,басни. Знакомство с литературой начинается с родного фольклора: потешек, песенок простых сказок, затем детей нужно знакомить со стихами о детской жизни,животных-эта незатейлевая на первый взгляд литература учит ребёнка слушать и эмоционально откликаться на прочитанное,узнавать в сказках и стихах знакомые им вещи и события,всё это готовит детей к восприятию более сложных произведений-таких как рассказ, волшебная сказка, описание природы и человека в стихах и прозе,к произведениям требующим размышлений, например загадок,пословиц,басен.
Дети которым взрослые много читают развиваются быстрее своих сверстников,у них богаче словарный запас,они быстрее учатся рассказывать, описывать. Исследования педагогов и психологов доказывают,что дети которые много читают при обучении в школе родному языку лучше осваивают орфографию и пунктуацию,лучше пишут сочинения и изложения, чем их сверстники, которые не любят читать.
Чтение книг сближает ребёнка со взрослым,способствует созданию более тёплых и доверительных отношений в семье,помогает появлению общих интересов,даёт множество тем для разговоров,ребёнок учится обсуждать высказывать своё мнение и слушать мнение других людей. Для детей характерно подражать любимым героям, поэтому так важно читать детям книги,которые учат добру,любви к ближнему, Родине,природе,не допускать произведения,которые пропагандируют жестокость,ложь,предательство.
Современные дети не любят читать классическую литературу,характеризуют её как «скучную и неинтересную»,отдают предпочтение книгам низкого качества,не имеющим литературной ценности. Это связано с тем, что подобная литература не требует мыслить,имеет примитивную композицию,простые понятные,порой даже сленговые слова,её проще воспринимать,она ничему не учит. Нелюбовь детей к хорошим книгам- это следствие маленького читательского опыта,дети просто не приучены думать. Любовь к хорошей литературе можно привить только в детстве,и нужно тщательно отбирать для детского круга детского чтения самые разные произведения,это должны быть и сказки и стихи, произведения классической детской литературы,отрывки произведений русских классиков, приключенческая и научно-художественная литература. На литературный вкус детей оказывают влияние предпочтения и интересы родителей, то есть в семьях,где любят поэзию дети тоже с раннего возраста любят поэтические произведения. Ребёнок с раннего возраста воспитанный на лучших произведениях родной литературы уже не захочет читать модные книжки с примитивным сюжетом,ему захочется читать более серьёзные произведения,книги из разных областей знаний. Родителям просто необходимо читать детям книги разнообразной тематики:приключения, фантастику,о природе,биографии известных людей,исторические книги,сказки,стихи-тогда у ребёнка будет возможность понять,какая литература ему нравится.
Пусть книга как можно раньше войдёт в жизнь вашего ребёнка. Читайте больше,ведь хороших книг не бывает много. Учите детей бережно относиться к книге,потому что именно книга,а не компьютер,или телевизор является высшим достижением человечества.