Наталья Крючкова
Здоровьесберегающие технологии в речевом коррекционном пространстве ДОУ. Опыт работы
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы.
С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием и другими речевыми нарушениями, которые усугубляются сопутствующими физическими, психическими и социальными расстройствами.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в речевом коррекционном пространстве ДОУ, Опыт работы» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями. Использование инновационных методов коррекционного воздействия, а также эффективных форм и приемов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании предметно развивающей среды в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи посредством современных здоровьесберегающих образовательных технологий.
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда на наш взгляд становятся перспективным и актуальным средством коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах, организовать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
В нашем дошкольном учреждении используется комплекс традиционных и нетрадиционных современных образовательных технологий, которые направлены на коррекцию и здоровьесбережение здоровья детей одновременно, учитываем индивидуальные возможности организма, обучаем приемам психической и физической саморегуляции воспитанников. Коррекционная работа логопеда предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и общей, мелкой моторики, высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, а также личностных особенностей ребенка (речевой негативизм, фиксацию на дефекте, невротические реакции).
Рассмотрим влияние используемых технологий на организм ребенка более подробно.
Логопедический массаж. Это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он нормализует произносительную сторону речи и эмоциональное состояние ребёнка.
Артикуляционная гимнастика, мимические упражнения, развитие правильного речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика помогает выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. Хорошая подвижность и дифференцированная работа речевого аппарата обеспечивает правильное произношение звуков. В своей работе мы применяем элементы оздоровительной методики Стрельниковой А. С., методика направлена на развитие дыхательной системы, а так же вокальных данных и восстановление всего организма.
Пальчиковая гимнастика стала популярной и востребованной в работе с детьми, потому что она действительно благотворно влияет на организм ребёнка. Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Детям предлагаются игры простые, с легко запоминающимся текстом, на первых этапах работы упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста, когда дети усвоят технику выполнения, темп выполнения упражнений можно увеличить.
При использовании пальчиковых игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Хочется отметить, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
К нетрадиционным методам оздоровления относится массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок.
Су-Джок – последнее достижение Восточной медицины. Су-это кисть, Джок- стопа. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, самомассажа существующим в наше время.
Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, шишек, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи : активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.
Применение элементов массажа и самомассажа лица и пальцев рук с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игровых упражнений массажа и самомассажа в сопровождении стихов и текстов позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и,в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий взрослых) делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
Крупяной массаж рук использование данного вида массажа очень нравится детям любого возраста, благодаря крупам разного вида и размера, дети пересыпают, сортируют, выполняют различные рисунки и орнаменты, прячут и находят игрушки в крупе. Данный вид игр способствует развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Развитие общей моторики, подвижные игры, физминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, помогают ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ловко двигаться, способствуют снятию умственного напряжения, улучшают мозгового кровообращения, помогают стимулировать все моторные функции, а так же благоприятно влияют на запоминание изучаемого материала.
Кинезиологические упражнения выполняются с целью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительной деятельности, памяти и внимания. Использование элементов методики Сиротюк А. Л., данная методика позволяет объединить в себя кинезиологические тренировки и упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, а так же дыхательные упражнения, упражнения развивающие мышцы языка, глаз и т. д. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности организма ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Регуляция мышечного тонуса, имеет очень большое значение для овладения детей контроля над собственными движениями, сохранением равновесия в покое и движении. Кроме того, оптимизация мышечного тонуса тесно связана с формированием у дошкольников умения расслабляться, что оказывает влияние на общее психосоматическое состояние ребенка: части детей это помогает снять напряжение, способствует мышечному и эмоциональному раскрепощению, снятию «зажимов»; другим детям помогает сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают концентрацию внимания, память, мышление, речь.
Релаксационные упражнения используются для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей.
Перечисленные здоровьесберегающие методы и приемы используются в разных частях занятия, а так же в режимных моментах в течение всего дня.