Анастасия Минина
Комплекс здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым : пусть работает,
действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…»
Ж. Руссо
Дети раннего возраста относятся к группе риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Публикация «Комплекс здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Так что же такое «здоровьесберегающие технологии»? Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Основная задача- помочь ребенку заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы. Все действия осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цели и задачи здоровьесберегающих технологий :
-Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
- Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;
- Сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-Создание положительного эмоционального настроя и снятие напряжения у малышей;
- Поддержать здоровьесберегающую компетенцию дошкольника, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
-Построить работу в тесном взаимодействии с воспитателями, специалистами детского сада и родителями.
К здоровьесберегающим технологиям относятся :
- утренняя гимнастика (создать у детей хорошее настроение, поднять мышечный тонус)
- гимнастика для глаз (снимает зрительную нагрузку)
- воздушные и закаливающие процедуры
- пальчиковая гимнастика (полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий)
-дыхательная гимнастика (внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики)
- гимнастика пробуждения ( свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках; ходьба по рельефным дощечкам)
- подвижные игры (используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке)
- ходьба по массажным дорожкам (нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений)
- артикуляционная гимнастика (профилактика и коррекция речи у детей)
-самомассаж (на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма)
- музыкотерапия (помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка)
-сказкотерапия (сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье)
Не маловажным является и предметно-развивающая среда, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста. С целью развития мелкой моторики представлены нанизывающие игры, игры-вкладыши, игры из нетрадиционного материала (пано для застегивания пуговиц, игры с прищепками, игры с пробками, коробочку и баночки разной величины, мозаики, музыкальные коврики)
При создании здоровьесберегающей среды немаловажную роль играет работа с родителями, что является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребёнка в детский сад мы строим совместную работу, которая помогает ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. С родителями нужно проводить игротеки, давать консультации (групповые, индивидуальные) для повышения результативности образовательного процесса и формирования у родителей ценностной ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится в детском саду, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.