Наталья Чернова
Реализация здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
"Реализация здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения"
Народная мудрость гласит: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в
молодости, не найдешь до самой старости».
Публикация «Реализация здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние
оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Ребенок с нарушением зрения – это ребенок с множественными проблемами в развитии. Как правило, у таких деток встречаются сочетанные нарушения : речи, координации движений, заболевания нервной системы.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Используя здоровьесберегающие технологии, мы работаем не только над сохранением здоровья детей, но и преследуем решение следующих коррекционно-развивающих задач :
- развитие зрительного восприятия и активизация зрительных функций,
- развитие психических процессов (внимание, память, мышление,
-развитие социально-бытовой ориентировки,
-развитие ориентировки в пространстве,
-развитие осязания и мелкой моторики,
- развитие зрительно-моторной координации.
Чтобы получить положительную динамику развития детей с нарушением зрения, а также обеспечить стабилизацию и повышение зрительных функций целесообразно использовать в работе следующие наиболее оптимальные здоровье сберегающие технологии.
Зрительная гимнастика – одна из значимых частей коррекционно-
воспитательной работы, ее эффективность зависит от регулярности проведения.
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую
работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот
расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Правила проведения зрительной гимнастики:
сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их
следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным
сосредоточить все внимание на глазах
после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Варианты зрительной гимнастики:
со стихами,
с использованием зрительного ориентира,
с использованием индивидуальго зрительного ориентира,
настенный офтальмотренажер,
Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом
коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:
обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
укрепляет мышцы век;
снимает переутомление зрительного аппарата;
развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах,совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
корректирует функциональные дефекты зрения.
Пальчиковая гимнастика.
У детей с нарушением зрения снижена познавательная и двигательная активность и это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму, поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.
При регулярном использовании пальчиковой гимнастики решаются следующие коррекционные задачи :
развитие зрительно-моторной координации,
развитие мелкой моторики,
развитие глазомера,
зрительного внимания,
Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма
Варианты пальчиковой гимнастики:
Разные комплексы пальчиковых игр
Упражнения на оперирование мелкими предметами
Развитие тактильной чувствительности и осязания
Развитие графомоторных навыков. (обводка через кальку, по контору, штриховка, рисование по клеткам).
А так же пальчиковый театр: шагающий пальчиковый театр, таатр БИ-БА-БО.
Двигательная активность детей с нарушением зрения.
Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое
формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.
Всвязи с этим ставятся следующие коррекционно-развивающие задачи :
развитие пространственного восприятия, ориентировки в пространстве и точности движений;
формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины предмета;
развитие зрительно-моторной координации, глазомера и ловкости;
развитие слухового восприятия и чувства ритма.
совершенствование физических способностей ребенка;
укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;
Виды здоровьесберегающих технологий, с помощью которых решаются коррекционно-развивающие задачи.
утренняя гимнастика, (фото)
физминутки, динамические паузы (фото)
гимнастика пробуждения (фото)
подвижные и музыкально-дидактические игры,
физкультурные занятия,
двигательная активность на прогулке,
Играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир,себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
Также с целью укрепления и оздоровления здоровья детей, как физического так и психологического, используются следующие здоровьесберегающие технологии :
самомассаж частей тела (головы, туловища с использованием массажных перчаток)
релаксация, (сидя или лежа на ковре с использованием музыкального сопровождения)
дыхательная гимнастика,
Систематическое и регулярное использование здоровьесберегающих
технологий в коррекционно-воспитательной работе (все здоровьесберегающие технологии подбираются, систематизируются по лексическим темам) позволяет расширить познавательные возможности детей, способствует развитию мыслительной деятельности, коммуникативных навыков, речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нём, а также является одним из методов формирования компенсаторных навыков.