Елена Вдовина
Здоровьесберегающие компоненты в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие компоненты в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Ни для кого не секрет, что в последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
Публикация «Здоровьесберегающие компоненты в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпо-ритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико – пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой)
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и укрепление психофизического здоровья детей. Здоровьесберегающие компоненты проводятся в игровой форме на групповых занятиях, в большей степени на индивидуальных занятиях.
Тесное взаимодействие с родителями может способствовать успешности коррекционной работы. Но для этого необходимо обучить родителей некоторым приемам работы с ребенком. Консультации в виде лекций не оправдывают себя. Стараясь заинтересовать родителей, привлечь их к жизни ребенка мы проводим открытые занятия, занятия-практикумы для родителей, совместные занятия детей и родителей, семейные огоньки, выпускаем буклеты-памятки и журналы.
Рассказывая о здоровьесберегающих компонентах в логопедической работе, хочется показать некоторые приемы ознакомления с ними родителей. Коллеги, приглашаю Вас активно поучаствовать и временно побыть «мамами» наших воспитанников.
Предлагаю детям выбрать себе взрослого, они на время станут вашими мамами, и вместе с вами будут выполнять упражнения.
В логопедической работе применяю следующие здоровьесберегающие компоненты :
1. Массаж и самомассаж
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц различных частей тела, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику.
Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.
При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых и мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- плантарный массаж (массаж стоп);
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- массаж БАТ (биологически активных точек)
- массаж язычной мускулатуры.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
* Можно использовать без специального медицинского образования.
Самомассаж БАТ
Зона крылья носа— это места выхода второй ветки тройничного нерва. Массаж этой зоны улучшает дыхание носом, состояние слизистых оболочек гайморовых пазух и носа, состояние зубов, стимулирует выработку веществ борющихся с вирусами.
Зона начала роста бровей — тут выходит первая ветвь тройничного нерва. Массаж этой области улучшает кровоснабжение лобных отделов мозга, способствует умственному развитию, укрепляет зрение.
Зона ушных козелков. Массаж этой зоны положительно влияет на вестибулярный аппарат и органы слуха.
Самомассаж лицевых мышц и язычной мускулатуры
Поглаживание, растирание, пощипывание, похлопывание по массажным линиям от центра к периферии.
Упражнения для губ и языка: «Кусаем язык», «Мясорубка», «Расческа»
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. «Прелей»
2. С речевым материалом.
Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:
Мышь полезла в первый раз (второй, третий,
Посмотреть который час
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком (движение от запястья к ногтю); так прорабатываем каждый палец.
Су-джок терапия
На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Упражнение «Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Автоматизация звука [ш]
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения.
На правой руке: Этот малыш — Илюша, (На большой палец)
Этот малыш — Ванюша, (Указательный.)
Этот малыш — Алеша, (Средний)
Этот малыш — Антоша, (Безымямнный)
А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.)
На левой руке: Эта малышка — Танюша,
Эта малышка — Ксюша,
Эта малышка — Маша,
Эта малышка — Даша, А меньшую зовут Наташа.
2. Артикуляционная гимнастика.
- улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшает подвижность артикуляционных органов;
- укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Для родителей проводится сначала занятие-практикум с показом упражнением и выполнением их родителями. Выдается буклет с упражнениями артикуляционной гимнастики. После начала работы с детьми, подбираются определенные упражнения для каждого конкретного ребенка. Снова проводится занятие с родителями, но уже совместно с детьми, на котором даются рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях, родители сначала делают сами, показывают ребенку, затем его контролируют. Упражнения на первом этапе выполняют ежедневно, сидя перед большим зеркалом или индивидуальными зеркалами.
3. Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
Дети уже умеют выполнять некоторые упражнения и демонстрируют их родителям в присутствии логопеда. Родителей знакомят с дыхательными упражнениями, которые легко можно провести дома и превратить в увлекательную игру, используя подручные легкие предметы, а также предлагается вместе с детьми изготовить легкие приспособления для этих упражнений.
Игры «Кораблики», «Футболисты», «Птички, бабочки, листочки, снежинки».
4. Зрительная гимнастика.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушений зрения.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек; по возможности упражнения подбираю к теме занятия.
Тема «Птицы»
Птичка-невеличка весело порхала, с дерева на дерево она перелетала.
А потом легко кружилась, на верхушку дерева садилась.
Тема «Дикие животные»
Зайка прыг (вправо, зайка скок (влево, зайка быстро под кусток (вниз)
Лишь уши заячьи торчат, и дрожат.
5. Физкультминутки.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
Тема «Птицы»
Пой-ка, подпевай-ка: 10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. Птички, птички – по домам!
Тема «Дикие животные»
«Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке зайцы – серые клубочки. 4 ритмичных прыжка
Прыг-скок, прыг-скок – встал зайчонок на пенек. Остановиться на месте
Стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Ходьба с высоким подниманием колен
Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали. Взмахи руками в стороны, присесть, встать Все за ушком почесали. На «четыре» потянулись. Выполнение действий по тексту
Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд. Зашагали как отряд.
«Водопой».
Как-то раз лесной тропой Идут по кругу друг за другом
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, Идут, громко топая
За мамой лисицей крался лисенок, Крадутся на носочках
За мамой ежихой катился ежонок, Двигаются в полуприседе
За мамой медведицей шел медвежонок, Идут в перевалку
За мамою белкой скакали бельчата, Двигаются прыжками
За мамой зайчихой – косые зайчата, Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней
Волчица вела за собою волчат, Крадутся большими шагами
Все мамы и дети напиться хотят. Поворачиваются лицом в круг, делают лакательные движения.
На занятии по подготовке к обучению грамоте в физминутке можно использовать элементы фонетической ритмики.
Гласные звуки
Эй, ребята, не зевать! Будем звуки повторять,
Будем звуки повторять, будем весело играть!
Руки так: а-а-а! – руки вверх, в стороны; И вот так: о-о-о! – руки к груди и с напряжением в стороны Выше, выше: и-и-и! - руки полукругом вверх. Руки так: у-у-у! – руки к груди и вперед. Ниже, ниже: э-э-э! - руки вниз, в стороны. Вместе, вместе: и-и-и! Отдохнули: у-у-у!
Если упражнение физкультминутки ритмично проговаривается детьми, то это уже использование логоритмики. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти. Логоритмические упражнения создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения. Кроме того, развивается фонематическое восприятие.
Упражнение «Зайка»
6. Пальчиковая гимнастика.
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.
У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Тема «Дикие животные»
Кто там скачет по лужайке?
Это длинноухий зайка!
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит.
Этот зайчик – под сосной.
Этот зайчик – по другой.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Зайка – колечко – цепочка
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
7. Мимическая гимнастика
Часто мимика ребенка, имеющий диагноз: ОНР со стертой дизартрией, слабо выражена или лицо вовсе амимично. Поэтому в свою работу включаем мимические упражнения, которые снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.
Тема «Зима»
1. Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
2. Дети мимикой изображают боль (поскользнулся и упал, холод (замерз в зимний ветреный день, радость (солнце светит, испуг (летит большой снежок) и т. д.
3. Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
— Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
8. Релаксация.
Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Упражнение для губ и языка «Хоботок».
Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю,
И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.
Упражнение «Лягушки».
Тянем губы прямо к ушкам! Потяну - перестану,
И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны.
Упражнение «Горка».
Спинка языка сейчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю - напряженья не люблю.
Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.
Упражнение «Кулачки» :
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем. Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени».
Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно! Быстро опустите руки.
Посмотрите: мы - олени, рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени,
А теперь немного лени. Руки не напряжены и расслабленны.
Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко. Ровно. Глубоко.
Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР.
В результате использования здоровьесберегающих компонентов в логопедической работе у детей :
снижается уровень заболеваемости;
повышается работоспособность, выносливость;
развиваются психические процессы;
улучшается зрение;
формируются двигательные умения и навыки, правильная осанка;
развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика,
повышается речевая активность;
увеличивается уровень социальной адаптации.
снимается эмоциональное напряжение и тревожность; корректируется поведение.