Елена Мунишкина
Здоровьесберегающие технологии-обязательный элемент в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Выделяется несколько компонентов здоровья :
Публикация «Здоровьесберегающие технологии-обязательный элемент в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним.
В своей работе использую инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдаю переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому провожу специальную работу по снижению утомляемости и развитию работоспособности детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе.
Умственную работоспособность ребёнка рассматриваю как комплексный показатель функционального состояния его организма, его психофизического здоровья и как один из факторов успешности обучения. В зависимости от функциональных возможностей центральной нервной системы и, в первую очередь, тех функций, которые обеспечивают умственную деятельность ребенка с ОВЗ, определяю тот или иной уровень работоспособности. Под умственной работоспособностью понимается способность осуществлять умственную деятельность определенного объема в течение определенного времени без ярко выраженного утомления.
По данным физиологов и гигиенистов, благоприятная или неблагоприятная динамика умственной работоспособности в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми свидетельствует о тех сдвигах в функциональном состоянии ребенка, которые происходят под влиянием проводимых педагогических воздействий.
Считаю, что длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей. Отсюда одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит ее дальнейшее развитие без ущерба для здоровья ребенка.
Известно, что работоспособность детей в процессе занятий зависит от многих факторов, а именно: организации занятий; длительности; степени сложности программного материала; индивидуальных особенностей детей; и самое главное – от методики проведения занятий.
Учебную деятельность осуществляю в системе, всегда выдерживаю длительность и правильную организацию занятий в соответствии с возрастными требованиями. Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать, что увеличению утомляемости, особенно на занятиях с повышенным умственным содержанием, способствуют недостатки малых форм активного отдыха, а иногда их отсутствие:
• Нередко физкультминутки проводятся слишком поздно, когда у детей уже наступило утомление, и они не дают нужного эффекта.
• Не всегда соблюдается их разумная длительность: или 50-60 секунд, или, наоборот 4-4,5 минуты.
• Не уделяется должного внимания правильному подбору содержания физкультминуток.
• Часто сокращается время перерывов между занятиями в силу различных причин.
• Иногда педагог увеличивает длительность занятия из-за недостатков в методике проведения опроса детей: не всегда продумываются заранее вопросы; уделяется слишком много внимания ответам одного ребенка, из-за этого снижается интерес к занятию у других детей.
Все это приводит к снижению работоспособности детей! Следовательно, педагог должен соблюдать основные принципы рациональной организации и методики проведения занятий:
1. Соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий.
2. Эффективная организация детей на занятиях (расстановка мебели, удобное расположение материала и др.).
3. Использование разных вариантов двигательных и оздоровительных разрядок.
4. Грамотная, четкая, эмоциональная речь педагога, доброжелательный тон.
5. Авансирование успешности в обучении (поощрение, отказ от отрицательных оценок, похвала и т. п.).
6. Создание положительного эмоционально-психологического микроклимата.
7. Широкое использование методов и приемов, прежде всего проблемного обучения, повышающих интерес детей к занятиям, особенно с расширенным умственным содержанием.
Известно, что при любом умственном труде основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью. Продолжительность непрерывного внимания даже у детей 6-7 лет ограничивается в среднем 12-15 минутами. Существуют еще индивидуальные различия детей.
Помимо этого, ребенок с ОВЗ не может долго сохранять заданную позу, например малыши – только 1,5-2 минуты, старшие дети – 3-4 минуты. Поэтому в учебном процессе придаю большое значение рациональному использованию двигательных и эмоционально-психологических разгрузок в режиме дня и занятий:
1. Физкультурные минутки: их длительность составляет 1,5-2 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.
2. Минутки здоровья : длительность 1,5-2 минуты; проводятся по мере необходимости в виде:
• комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами;
• массажа рук;
• пальчиковой гимнастики;
• дыхательной гимнастики;
• элементов релаксации.
3. Двигательные разрядки:
• в процессе занятий длительностью 3-5 минут в виде игр, содержание которых подбирается в соответствии с программным материалом;
• между занятиями длительностью до 5 минут в виде подвижных игр средней интенсивности, танцевальных движений, физических упражнений в соответствии с возможностями и интересами детей, элементов релаксации.
4. Эмоционально-психологические разгрузки предполагают использование:
• элементов релаксации;
• музыки в процессе занятий и между ними, в свободное от занятий время, во время засыпания и пробуждения детей, что способствует снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера ребенка.
Каникулы или неделя здоровья являются одной из эффективных форм активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья. В содержание каникул включали: подвижные спортивные игры и упражнения, различные виды развлечений (концерты самодеятельности, вечера юмора, игры-забавы, соревнования, аттракционы, викторины, игры-драматизации, кукольный театр и др., свободную деятельность детей по интересам, совместные игры и развлечения детей разного возраста. Многолетняя практика проведения каникулярного отдыха в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствовала : снятию утомления детского организма, накопившегося в течение определенного времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на занятиях, восстановлению физических и психических сил ребенка; укреплению здоровья и закаливанию детей; повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций; созданию условий для самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, используемые в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологических аспектах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. - № 17.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. - № 2.
3. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2006.