МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

Анна Начарова
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Введение ФГОС ДО (Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) влечет за собой новое теоретико-методическое сопровождение воспитательно – образовательной деятельности.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникают, но педагогический коллектив Детского сада «Солнышко» с. Борское учреждения настроен оптимистически и прилагает максимум усилий, чтобы их преодолеть. Дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС до» размещена в разделах

До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Основная проблема, которая встала перед нашим коллективом - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, чувствуется неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.

Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

В нашем Детском саду «Солнышко» с. Борское созданы социально-педагогические условия здоровьесберегающего процесса образования детей. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников. Я являюсь участником этого общего процесса. В своей работе применяю следующие здоровьесберегающие технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Динамические паузы провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры провожу ежедневно как часть физкультурного занятия. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. В своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. В зависимости от состояния детей и целей определяю интенсивность технологии. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни :

Утреннюю гимнастику провожу с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Непосредственно образовательная деятельность – основная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. Необходимое условие при проведении разнообразных форм НОД - это доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес, помогают ему преодолевать неудачи, радуются вместе с ним его успехам – занятия физкультурой для него в радость. Стараюсь, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребенка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Сюжетные формы организации занятий физическими упражнениями заметно оживляют интерес детей к выполнению физических упражнений, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта. В отличие от занимательной деятельности, проводимой по традиционной форме, все средства физического воспитания подчинены общему сюжету. В процессе работы я пришла к выводу, что детям мало только выполнять общеразвивающие упражнения, осваивать основные виды движений и играть в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому стараюсь направлять все усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, на то, чтобы он не терялся, выполняя сложное для него упражнение, чтобы у него не развивались комплексы, чтобы ему самому захотелось почувствовать мышечную радость, чтобы он захотел запомнить эти чувства.

Для повышения познавательной активности и усиления заинтересованности детей в процессе организации образовательной двигательной деятельности с удовольствием использую демонстрационный материал – карточки (рисунки, изображения детей, выполняющих разные физические упражнения) с учетом возраста и степени любознательности детей.

Вначале дети просто проявляют интерес к карточкам, затем им хочется выполнить упражнение, как на рисунке, в дальнейшем – придумать варианты упражнения самим.

Предлагаю детям самостоятельно выбрать физкультурное оборудование, необходимое для выполнения упражнений по карточке; разложить карточки в той последовательности, в какой выполнялись общеразвивающие упражнения; разложить карточки по основным видам движений (бег, прыжки, метание); разложить карточки, на которых изображены дети, выполняющие упражнения для конкретных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног).

Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка с изображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.

Только здесь надо обязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.

В конце занятия или по его ходу проводятся эстафеты, подвижные игры. Дети, соединяя карточки, составляют вариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т. е. расставляют пособия. При проведении подвижных игр, мы часто пойманного игрока выводим из игры, и он пассивно стоит, наблюдая за игрой. Такой участник берёт карточку и выполняет задание (приседание или сгибание и разгибание рук, или прыжки на скакалках и т. д.) Ребёнок знает, что, выполняя простые упражнения, он становится более сильным и более ловким. Также в своей работе часто использую коррекционные технологии :

технология музыкального воздействия: музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

Сказкотерапия (через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми).

Для самостоятельной двигательной деятельности детей, во всех группах оборудованы спортивные уголки, которые оснащены разнообразным спортивным инвентарем, используется нестандартное оборудование, изготовленное совместно с родителями.

В процессе стараюсь оказывать всестороннюю помощь родителям в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Использую разнообразные формы работы : педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.).

Всю работу веду во взаимодействии с семьей. Мною организован семейный клуб «Здоровячок». Цель работы клуба - повышение психолого - педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с СП. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства детского сада и семьи, использую разнообразные формы работы : открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.).

Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу детей компенсирующей направленности в Детском саду «Солнышко».

Дети стали гибче, выносливее. Повысилось на 4% качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У 12 % детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. Улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной. Применение в работе здоровьесберегающих технологий формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Публикации по теме:

«Здоровьесберегающие технологии как обязательное условие внедрения ФГОС в ДОУ» Одним из приоритетных направлений современной социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья детей. Охране здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Использование нетрадиционного материала в работе с детьми по изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО «Источники творческих задатков и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС (из опыта работы) «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста На протяжении 3-го года жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии. Наиболее характерной.

Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть.

Здоровьесберегающие технологии-обязательный элемент в работе с детьми с ОВЗ В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Актуальность здоровьесберегающего направления в системе методической работы ДОУ подтверждается рядом следующих противоречий: • противоречие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
Опубликовано: 24 марта 2016 в 21:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Анна Начарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД