София Забелина
Здоровьесберегающая технология «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Один из видов здоровьесберегающей деятельности
Сказкотерапия
Особенности сказкотерапии с детьми
По мнению ряда авторов: Савченко С. Ф., Ивановской О. Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
Публикация «Здоровьесберегающая технология „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
От психолога требуется выполнение следующих условий:
При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
Нельзя допускать затянувшихся пауз. Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Однако, как пишет Чех Е. В., сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».
Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Основные методы сказкотерапии
По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.
Рассказывание сказки.
Рисование сказки.
Сказкотерапевтическая диагностика.
Сочинение сказки.
Изготовление кукол.
Постановка сказки.
Ткач Р. М. описывает возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы. Специалист-сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.
Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные : русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.
Когда жизнь становится сказкой
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.
Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".
В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Использование мнемотаблиц. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений.
Осень
1. Загрустили под окошком
2. Клены и березы.
3. Уронили на дорожку листья словно слезки.
4. Снова дождик барабанит
5. Каплями по крыше,
6. Птицы клином улетают -
7. В парке стало тише.
(Последнюю фразу дети произносят шепотом)
Помимо этого мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.
Литература
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. — СПб. : Речь, 2003. — 400с.
Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М. : Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224с.
Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб. : Речь,2003. — 146с.
Бумеранг Н. А. "Сказки для мудрых девочек и умных дурочек", Новосибирск, 2012. -128с.
Статьи по психологии Логинова О. И.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2008. – 240 с.