Юлиана Былкова
Проект «Здоровьесберегающая технология Су-Джок терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Здоровьесберегающая технология – Су-Джок терапия». Цели:
- развитие познавательных процессов: зрительной памяти, внимания, мыслительных операций;
- развитие тонкой моторики рук, общей моторики;
- развитие эмоциональной чувствительности;
- развитие произвольной сферы.
Задачи проекта :
- Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Публикация «Проект „Здоровьесберегающая технология Су-Джок терапия“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Проекты
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;
- Использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности и на различных этапах коррекционной работы.
Актуальность проекта :
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Использование Су-Джок терапии в педагогическом процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
Детям нравится массировать пальчики и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Если систематически использовать приемы Су-Джок терапии в непосредственно – образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно - развивающий процесс будет протекать более эффективно, и возможно сократятся сроки коррекционной работы.
Проблема проекта :
Недостаточно развита моторика рук и уровень развития речи детей.
Продолжительность проекта : Долговременный
Автор проекта : Былкова Ю. Ю. Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13 комбинированного вида».
Место реализации проекта : МБДОУ «Детский сад № 13 комбинированного вида».
Ожидаемые результаты
• Произойдет воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
• Стимуляция речевых зон коры головного мозга.
• Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
• Скорректируется речь с движением.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
1. Подготовительный этап
1. Изучение методики «Су – Джок»
2. Создание условий для внедрения метода «Су – Джок» :
• Подбор материала для внедрения данного метода.
• Приобретение шариков «Су – Джок» Сентябрь 2018г.
Сентябрь 2018г. Инструктор по физкультуре
А. С. Карнаухов
Воспитатели:
Ю. Ю. Былкова
А. А. Кошелева
2. Основной этап
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики:
«Мячик»
Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошки.
Будто я сметаю крошки,
А теперь сожму немножко,
Как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
«Этот шарик непростой»
(Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой. (Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать. (Катаем шарик горизонтально между ладонями)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем. (Катаем шарик горизонтально)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем. (Катаем шарик вертикально)
Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем. (Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания)
Как колобок мы покатаем,
Сильней на шарик нажимаем. (Катаем шарик в центре ладошки по кругу)
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
Есть у нас на них горошки? (Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарика)
Мы похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Мы немного отдохнём,
Заниматься вновь начнём.
«Черепаха»
(у детей в руках Су – Джок).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су – Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су – Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су – Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь
(дети катают Су – Джок между ладоней).
«Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су – Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
Очень – очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи
(дети катают Су – Джок между ладонями).
«Ёж»
Описание: берём 2 массажных шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
(Потом ребёнок гладит их ладошками со словами) :
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
«Зайки»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шариком)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» – им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха – мать. (гладить шариком каждый палец)
«Медвежонок»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)
С удовольствием читать.
«Дождик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
(стучим медленно шариком о ладонь)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
(стучим шариком о ладонь, ускоряя темп)
Мы зонты свои раскрыли,
(шарик находится под ладонью)
От дождя себя укрыли.
(сжимаем шарик в ладони).
«Урожай»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
В огород пойдём,
Урожай соберём.
(катаем шарик на ладони вперёд – назад)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
(на каждую строчку прокатываем шарик по пальцу)
И вернёмся по дорожке.
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
«Доброта»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Если пальчики грустят –
(сжимаем и разжимаем шарик в руке)
Доброты они хотят. (гладим шариком ладонь)
Если пальчики заплачут –
(стучим шариком по ладони)
Их обидел кто – то значит.
Наши пальцы пожалеем –
(гладим шариком ладонь)
Добротой своей согреем.
(дышим на руки)
«Совушка»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
У глазастой совушки
Хищная головушка,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
Пёрышки пушистые,
(катаем медленно шарик вперёд – назад)
Ноженьки когтистые.
(шариком проводим по ладошке)
Ловит мышек и зайчат
На охоте по ночам.
(сжимаем шарик в ладошке).
«Ёжик»
Наш волшебный мудрый ёжик
(прокатываем по левой руке)
Не нашёл в лесу дорожек.
Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
(катаем между ладоней вертикально)
Если будем с ним играть
Ручки будем развивать.
(катаем между ладоней горизонтально)
Ловкими станут пальчики,
Умными – девочки, мальчики.
(катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху).
«Транспорт»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Будем пальчиками играть –
(катаем шарик между ладонями вперёд – назад)
Будем транспорт называть:
(сжимаем и разжимаем шарик в руке)
Автомобиль, вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
(на каждое слово прокатываем шарик по пальцу)
Все пальцы мы в кулак зажали,
(сжимаем шарик в ладошке)
Все виды транспорта называли.
(пальцы разжимаем и шарик остаётся на ладони)
«Профессии»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
Повар, врач, учитель,
Продавец, строитель…
(нажимаем шариком на каждый палец)
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
«Вот сидит собака…»
Вот сидит собака в будке,
(сжимаем шарик в ладошке)
А потом бежит туда – сюда,
(шарик катаем вперёд-назад на ладони)
Охраняет она дом,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке правой руки)
Чтоб спокойно жили в нем!
«Колючий ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Гладь мои ладошки, ёж!
(катаем шарик между ладошками)
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить!
(гладим шариком ладонь)
Я хочу с тобой поладить!
(дотрагиваемся каждым пальчиком до шпиков)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – подбросим,
И опять поймаем. (действия соответствуют тексту)
«Были бы у ёлочки ножки…»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Были бы у ёлочки ножки,
(на каждое слово сжимаем шарик в правой руке)
Побежала бы они по дорожке.
(катаем шарик между ладонями вперёд – назад)
Заплясала бы она вместе с нами,
(катаем шарик между ладонями по кругу)
Застучала бы она каблучками.
(нажимаем шпиками на каждый пальчик)
«Гномики – прачки»
Жили – были в домике
(сжимаем шарик в ладошке).
Маленькие гномики:
(разжимаем шарик в ладошке)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(нажимаем шариком на каждый палец)
Раз, два, три, четыре, пять,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в правую сторону)
Стали гномики стирать:
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в другую сторону)
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был, всем водичку носил.
«Бегемот»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Едет тихо на машине бегемот,
(медленно катаем шарик между ладонями вперёд – назад)
Потому что очень сильный гололёд!
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Вдруг из – за угла появился еж.
(быстро прячем шарик в ладони, а потом ставим его на ладонь)
Испугался бегемот и на тормоз быстро жмёт.
(шарик на ладони, а при слове «тормоз» быстро сжимаем шарик рукой)
«На параде»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд зарядом.
(катаем шарик между ладонями вперёд – назад)
Бодрым шагом мы идём.
(стучим шариком по ладони)
В нашу армию, ребята,
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Просто так не попадём!
(показываем указательным пальцем в правую и левую сторону)
«Помощники»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Раз, два, три, четыре,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в правую сторону)
Мы посуду перемыли:
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в другую сторону)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(надеваем пружинку на каждый палец)
Так мы маме помогали,
Что мы очень все устали.
(встряхиваем руки)
«Космос»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Раз, два, три, четыре, пять –
(нажимаем шариком на каждый палец)
В космос полетел отряд.
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
Командир глядит в бинокль,
Что он видит впереди?
(упражнение «бинокль»)
Солнце, планеты, спутники, кометы
(нажимаем шариком на каждый палец)
И большую жёлтую луну.
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
«Солнышко»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Нарисую солнышко на своей ладошке,
(катаем шарик между ладонями по кругу)
Пусть оно сияет хоть и понемножку.
(нажимаем шпиками на каждый пальчик).
СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил – был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
Катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться,
и закапал дождик: кап – кап – кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя.
А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики,
подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их
так много. … Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик
грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика).
Довольный ёжик побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком).
Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу.
А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).
Массаж шариками Су-Джок.
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Игрушки Катины сидят:
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Зайчик, мишка, Буратино,
Да веселый Чиполлино,
Пара сереньких мышат.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы поможем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
(дети катают Су-Джок между ладоней).
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
3. Завершающий этап
Мероприятие Сроки ответственные
1. Подведение итогов работы:
• Анкетирование родителей
• Сбор фотоматериалов
• Презентация
2. Презентация на педсовете Май 2018г.
Инструктор по физкультуре
А. С. Карнаухов
Воспитатели:
Ю. Ю. Былкова
А. А. Кошелева
Вывод:
По истечении проекта у детей повысилась речевая активность - это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.
После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.