Aлёна Вячеславна Чичканова
Опыт работы по здоровьесбережению в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса
Здоровье — это главное жизненное благо.
Я. Корчак
1Одна из основных задач деятельности ДОО — сохранение и укрепление здоровья детей, закаливание, полноценное физическое развитие дошкольников. Проблема здоровья — проблема вечная. Человечество постоянно борется с возбудителями болезней (вирусами, бактериями, но и они не пребывают в бездействии. В последнее время значительно выросла сопротивляемость, например, стрептококка к антибиотикам, а для подавления активности туберкулезной палочки сегодня уже требуется 3—4 препарата, а не один, как раньше. Кроме того, появляются такие штаммы бактерий, которые не поддаются воздействию никаких известных на данный момент лекарств.
Публикация «Опыт работы по здоровьесбережению в ДОУ» размещена в разделах
2 Здоровье — главная ценность в жизни. Народная мудрость гла-сит: «Здоровье всего дороже».
3 И великие люди признавали это, в то же время отмечая, как мало человек делает для его сохранения. Древнеримский писатель Плиний Старший говорил: «Стыдно признаться, но ведь из всех живых существ, лишь человек не знает, что для него полезно». Однако самыми убедительными, на наш взгляд, являются современные статистические данные. В комментариях к Государственному докладу «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» отмечается:
— снижается доля здоровых детей среди новорожденных;
— увеличивается общая заболеваемость дошкольников;
— сокращается число детских больниц и поликлиник, коли-чество врачей-педиатров;
— растет число поддельных лекарств;
— негативные изменения состояния здоровья детей все чаще связывают с неудовлетворительной работой по формированию принципов здорового образа жизни (ЗОЖ).
4 В такой ситуации творческая группа педагогов детского сада разработала программно-методические материалы. С их помощью мы начинаем обучать детей с раннего возраста заботиться о своем здоровье. Ведь способность детей впитывать знания общеизвестна. Наш опыт работы позволяет с уверенностью сказать, что формирование у детей активной позиции в сохранении собственного здоровья вполне возможно.
5 Мы разработали программно-методический комплекс «Учимся быть здоровыми», направленный на формирование у старших до-школьников представлений о ценности здорового образа жизни. Его содержательный компонент составляет первая подсистема ЗОЖ — «формула индивидуального здоровья». Мы считаем, что в дошкольном возрасте она основная, хотя и не исключаем работу со второй и третьей подсистемами: «охрана здоровья коллектива» и «охрана природной среды».
6 Многолетняя практика работы с детьми показывает, что уже не одно десятилетие наблюдается устойчивый рост нарушений зрения у дошкольников и младших школьников.
7 В нашем программно-методическом комплексе мы предусмотрели занятия, посвященные проблеме сохранения и укрепления здоровья зрения :
• «Что бывает, когда глаза не берегут» по второй младшей группе;
• «Берегите свои глаза» в средней группе
• «Детям про глаза» в старшей группе детского сада.
8 Кроме того, упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения практически ежедневно мы используем как в процессе организованной образовательной деятельности с детьми, так и в режимных моментах (во время утренней гимнастики, во время гимнастики пробуждения, в совместной игровой деятельности с детьми).
Так, мы широко используем технологию конструирования образовательного процесса Владимира Филипповича Базарного.
В процессе организованной образовательной деятельности мы используем режим «зрительных горизонтов», когда дидактический материал располагается на максимально возможном от детей удалении. При таком режиме сохраняется пространственно-метрический обзор, глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармоничного формирования не только функций зрения, но и его высших психических отражательных способностей. Размер используемых при этом изображений колеблется от 5-10 до 1-3 сантиметров в зависимости от возраста. Зрительная дистанция меняется, чтобы глаза могли работать в режиме как ближнего (40-50 см, так и дальнего зрения. Кроме того, поскольку занятия проводятся динамично, у детей есть возможность менять зрительные локации.
Использовать режимы дальнего и ближнего зрения помогают такие средства обучения как коромысло и держалки.
Для заданий, размещенных на коромысле, размер изображений должен быть в пределах 3-5 см, рабочее расстояние – 5м для здоровых детей, 4,5м и менее для детей с нарушениями зрения и находящихся в группе риска.
Держалка представляет собой демонстрационное приспособление с карманчиком для размещения иллюстрации, демонстрируя которую, воспитатель может перемещаться как ближе к детям, так и дальше от них, тем самым меняя зрительный горизонт.
В каждой группе на потолке нанесен офтальмотренажер с цветными траекториями. Каждое упражнение выполняется по 10-15 раз по порядку:
• Вверх-вниз
• Вправо-влево
• По часовой стрелке
• Против часовой стрелки
• По восьмерке
Упражнение выполняется коллективно и только стоя.
Для индивидуального использования могут использоваться плакаты и схемы меньшего размера (но обязательно при этом нужно следить за соблюдением правильного расстояния).
Используем мы и систему сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительных сюжетов.
Отличительные особенности:
• Все упражнения выполняются в позе свободного стояния;
• Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах
• В процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и верхней половиной туловища (ноги при этом неподвижны);
• Продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты.
• Размер картин от формата А5 до формата А4.
• Детали должны быть четко различимы с точки выполнения задания
• Все вместе картины составляют единый сюжетно-образный последовательный комплекс ( например: старт ракеты, полет ракеты, приземление на планете, выход астронавтов)
• Каждый комплекс меняется один раз в две недели
• Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр1-2-3-4
Для профилактики миопии у детей используем упражнения типа метки на стекле, рекомендованные Э. С. Аветисовым и К. А. Мац. На уровне глаз ребенка на стекле крепится цветной круг диаметром ок 7 см. В течение 10 сек ребенок смотрит на метку, затем в течение 10 секунд вдаль на небо или линию горизонта. Упражнение выполняется около 5 минут.
Большой интерес у детей вызывает и игра со стереокартинками, которые также полезны. Но это упражнение можно использовать только под присмотром взрослого, чтобы избежать излишнего перенапряжения.
Завершить мастер класс я хочу словами Мориса Мерло-Понти: «Глаз совершает чудо, открывая душе то, что существует вне самой души». Поэтому так важно это чудо сберечь с самого раннего детства.