Борчикова Дарья Евгеньевна
Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По определению, данному в психологическом словаре, «память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта» [7, c.213].
По определению А. В. Петровского, «память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [24,c.283].
[32, c.103].
Публикация «Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Л. С. Выготский говорит, что «память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в моменты закрепления реакции и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова [14 с. 141].
По мнению М. С. Роговиной «одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира» [46, с. 19].
В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.
По Локку, «память есть сила оживлять в душе идеи, которые после своего запечатления исчезли или как бы улеглись в стороне, скрывшись из виду, память, так сказать, арсенал наших идей» [46, с. 36].
Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П. Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Более точно память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными.
По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств.
Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях.
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Основоположниками экспериментального изучения видов памяти является Герман Эббингауз.
В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Процесс развития словесно-логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению.
Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.
Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте, можно отметить, что в данном возрастном периоде осуществляется переход к оперированию обобщенными образами, формируется четкий образ, вызывающий определенное отношение к нему ребенка, и динамическое отображение, используемое в различных видах деятельности, а также осуществляется процесс развития словесно-логической памяти.
Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития словесно-логической памяти. При заучивании стихов наиболее эффективным является использование мнемотаблиц, позволяющих логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом из стихотворения (предложением) и картинкой. Опыт педагогов подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор позволяет поддерживать у детей в развитии словесно-логического мышления интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении.
Заучивание стихотворений с дошкольниками, используя мнемотаблицы значительно облегчает запоминание детям, позволяет сократить энергетические и временные затраты со стороны детей и взрослых, педагогов и родителей, оказывает существенную помощь им в ходе данной работы.
Библиографический список:
1. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
2. Бородич А. М. «Методика развития речи детей.» М. «Просвещение.» 1981г. 225с.
3. Бочарова, С. П. Психология и память : Теория и практика для обучения и работы / С. П. Бочарова. - М. : Гуманитарный центр, 2007. - 384 с.
4. Васюкова Н. Е. «Он знал все песни наизусть». Учебно – методическое пособие. Для чтения взрослыми детям. ИД «Карапуз». г. Дмитров, 16 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 224 с.
6. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : ЧеРо, 1998. - С. 616-625