МААМ-картинки

Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста

Борчикова Дарья Евгеньевна
Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

По определению, данному в психологическом словаре, «память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта» [7, c.213].

По определению А. В. Петровского, «память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [24,c.283].

[32, c.103].

Публикация «Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Л. С. Выготский говорит, что «память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в моменты закрепления реакции и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова [14 с. 141].

По мнению М. С. Роговиной «одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира» [46, с. 19].

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

По Локку, «память есть сила оживлять в душе идеи, которые после своего запечатления исчезли или как бы улеглись в стороне, скрывшись из виду, память, так сказать, арсенал наших идей» [46, с. 36].

Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П. Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Более точно память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными.

По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств.

Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях.

Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Основоположниками экспериментального изучения видов памяти является Герман Эббингауз.

В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Процесс развития словесно-логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению.

Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте, можно отметить, что в данном возрастном периоде осуществляется переход к оперированию обобщенными образами, формируется четкий образ, вызывающий определенное отношение к нему ребенка, и динамическое отображение, используемое в различных видах деятельности, а также осуществляется процесс развития словесно-логической памяти.

Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития словесно-логической памяти. При заучивании стихов наиболее эффективным является использование мнемотаблиц, позволяющих логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.

Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом из стихотворения (предложением) и картинкой. Опыт педагогов подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор позволяет поддерживать у детей в развитии словесно-логического мышления интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении.

Заучивание стихотворений с дошкольниками, используя мнемотаблицы значительно облегчает запоминание детям, позволяет сократить энергетические и временные затраты со стороны детей и взрослых, педагогов и родителей, оказывает существенную помощь им в ходе данной работы.

Библиографический список:

1. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

2. Бородич А. М. «Методика развития речи детей М. «Просвещение.» 1981г. 225с.

3. Бочарова, С. П. Психология и память : Теория и практика для обучения и работы / С. П. Бочарова. - М. : Гуманитарный центр, 2007. - 384 с.

4. Васюкова Н. Е. «Он знал все песни наизусть». Учебно – методическое пособие. Для чтения взрослыми детям. ИД «Карапуз». г. Дмитров, 16 с.

5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 224 с.

6. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : ЧеРо, 1998. - С. 616-625

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» 2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой.

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Паспорт проекта Название проекта: «Пластилиновая радуга» Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста Основные положения Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе.

Якутский фольклор как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста Математическое развитие ребенка прошла длительный путь своего развития. Ее предшественником является устное народной творчество: загадки,.

Компьютерная презентация как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста Развитие информационного общества привело к появлению проблемы, связанной со снижением читательского интереса у детей. Дети довольно рано.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Детский дизайн, как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста «Детский дизайн, как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста». Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят,.

Речевой тренинг как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Шестакова Татьяна Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 19:07
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Борчикова Дарья Евгеньевна (УИ 622454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД