Стерлева Татьяна
Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта : «Пластилиновая радуга»
Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Авторы проекта :
Воспитатель МБДОУ № 211 Рожнова А. Ю.
Участники:
Учитель-логопед МБДОУ № 211 Валентиенко Н. Ю.
Дети и родители старшей группы МБДОУ № 211
Вид проекта : инновационный
Срок реализации: 2015-2016 гг.
Публикация «Проект „Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Мелкая моторика
- Пластилинография, пластилин
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Противоречия:
1. Противоречия между программными требованиями к усвоению уровня развития навыков и умений в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и имеющейся проблемой, связанной с недостаточно развитой мелкой моторикой руки.
Проблема: недостаточно развита мелкая моторика у 50% детей старшей возрастной группы.
Актуальные проблемы:
1. Нормативная база (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).
2. Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Есенина) доказали, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимно влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Важность тренировки тонких движений пальцев рук, стимулирующих общее развитие ребенка и особенно его речи, рассматривали Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
3. Результаты обследования детей показали, что из 10 детей у 5 – наблюдается проблема недостаточно развитой моторики руки.
Цель:
Развитие мелкой моторики руки средствами нетрадиционной техники – пластилинографии.
Задачи:
1. Изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, изучить практический опыт педагогов города;
2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки, анализируя сформированность навыков и умений детей по изобразительной деятельности до и после реализации проекта;
3. Внедрить методические разработки, технологии, передовой педагогический опыт программы Лыковой И. А. по использованию пластилинографии.
Предполагаемый результат:
1. Знание теоретических основ по проблеме развития мелкой моторики руки, готовность применять полученные знания в практической инновационной деятельности;
2. Показатели уровня развития мелкой моторики руки у детей старшего возраста по итогам реализации проекта будут превышать на 13% от общего количества;
3. Эффективность внедренной технологии по проблеме развития мелкой моторики руки будет доказана повышением уровня сформированности навыков и умений детей по изобразительной деятельности.
Механизмы реализации целей и задач проекта :
Разработка с педагогическим коллективом и родителями деятельной системы по развитию мелкой моторики на основе внедрения программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и методических Г. Н. давыдовой.
Инновационность:
Внедрение технологий Лыковой Л. А. «Цветные ладошки»
I этап – подготовительный.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы (ФГОС и СанПиНы).
Изучение инновационного опыта педагогов МБДОУ № 211 по разработке инновационных проектов.
Анализ пршграмм и технологий И. А. Лыковой, изучение индивидуальных возможностей детей по проблеме развития мелкой моторики руки. Система мероприятий:
Знание перечисленных документов.
Готовность к применению.
Создание банка данных по проблеме.
2. Модернизация развивающей среды по проблеме. Дизайн-проект среды, изготовление наглядного материала (изготовление схем, таблиц, плакатов, наглядных пособий).
3. Участие в городском конкурсе рисунков ко Дню защиты детей. Участие, победа, изготовление презентации.
4. Выявление уровня развития мелкой моторики детей с помощью скрининг-программы (Приказ Министерства Здравоохранения российской Федерации от 03.07.00 № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»). Диаграмма, протоколы, записи.
5. Разработка системы (конспектов непосредственно образовательной деятельности, модели взаимодействия с родителями, план работы кружковой деятельности). Модель кружковой работы, конспекты занятий.
II этап – практический.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Создание системы меропричтий:
• разработка конспектов;
• проведение еженедельных занятий;
• проектирование интерактивных форм работы с родителями;
• изменение развивающей среды в соответствии с реализуемым проектом;
• участие в городском конкурсе рисунков ко Дню защиты детей;
• разработка плана кружковой деятельности. Система мероприятий:
• внедрение конспектов в практику;
• постепенное повышение уровня развития мелкой моторики;
• интерактивная работа с родителями;
• изменение развивающей среды;
• победа, участие, изготовление презентации;
• работа кружка.
III этап – заключительный.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Выявление уровня развития детей. Динамика развития детей.
2. Анализ внедренной технологии. Эффективность внедренной технологии по проблеме развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста доказано повышением уровня развития детей.
3. Выставка детских работ и создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Выставка, презентация.
Список литературы:
1. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/(Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; сост. Т. Н. Доронова). – М. : Просвещение, 2006. – 191 с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – М. : 2008.