Юлия Захарова
Запуск речи. Развитие не речевых функций
▼ Скачать
+ Заказать документы
Пожалуй, каждый молодой родитель желает, чтобы его ребенок заговорил как можно раньше и делал это как можно более активно, и что немаловажно, умел общаться посредством речи со сверстниками и взрослыми. Но не каждый родитель знает, что конкретно необходимо делать для того, чтобы запустить процесс активного речевого развития. Главное в этом вопросе – не ждать, пока ребенку исполнится шесть месяцев, год, полтора, три, в надежде на то, что ребенок заговорит сразу самостоятельно и связно, а нужно начинать развивать речь с самого рождения.
Публикация «Запуск речи, Развитие не речевых функций» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Ошибочно считать, что развитие речевых функций необходимо начинать с вызывания звуков и слов, потому как прежде необходимо создать базу для формирования речевых функций. Речевому развитию непременно предшествует развитие не речевых психических функций малыша, таких как: сенсорика (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, навыки ориентировки в пространстве и собственном теле.
Ниже приведены задания, которые можно выполнять с ребенком до 2-х лет.
Речь ребенка активно развивается при чтении ребенку стихотворений, потешек, сказок и коротких рассказов, ребенок запоминает интонации, усваивает понятия, при чтении у него формируется «чувство» родного языка. Именно поэтому рекомендуется как можно раньше начинать читать стихотворения и рассказывать малышу сказки.
Мало кто знает, что активное развитие мелкой моторики пальцев рук способствует формированию речи : вначале это тактильные ощупывания предметов различной структуры и гладкости, позже - нанизывание колец на пирамидку, шнуровка, игры с липучками, игры с пластилином и кинетическим песком, умение держать в руке ложку, кружку, карандаш. Полезно также учить ребенка пальчиковым играм: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и т. д.
Учить ребенка показывать на себе: глаза, нос, рот, руки, ноги, живот и т. д. (обучение ориентировке в собственном теле, учить показывать части тела у окружающих людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, проделывать эти же действия с куклами и животными.
Учить ребенка узнавать животных и подражать их голосам: «Как говорит корова? Курочка? Кошка? Собака?» и тд.
Учить ребенка подражать движениям взрослого по инструкции: открыть рот, показать язык, вытягивать вперед губы, широко улыбаться, открывать и закрывать рот без звуков (как рыбка, облизать губы, подуть на ладошку (как ветерок, надуть щеки. Все эти упражнения являются простейшей гимнастикой для языка, губ и щек и называются артикуляционными упражнениями.
После года у детей происходит интенсивное накопление пассивного словаря (понимания обращенной речи, в связи с этим необходимо знакомить ребенка с окружающими предметами, их свойствами, а также с действиями. Задавать ребенку вопросы о том, где изображен тот или иной предмет, давать словесные инструкции: «принеси мишку», «возьми желтый кубик», «дай книгу с кошечкой» и тд.
Учить ребенка различать понятия большой-маленький, тренируясь на игрушках и животных. Для лучшего усвоения понятий, можно включать в работу интонационный окрас, называя большое животное говорить более уверенным, твердым и звучным голосом, при назывании маленького - говорить более мягко и ласково.
Обучать понятиям один-много, например: «Покажи, где одна книжка? А где много книжек? Где один кубик, где много кубиков?».
Учить различать основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, белый и показывать их.
Таким образом, развивая сенсорные функции, такие как зрительное, слуховое, тактильное восприятие, мы способствуем развитию речевых функций, тем самым создавая основу для формирования пассивного и активного словарного запаса и дальнейшего развития связных высказываний в экспрессивной речи.