Есина Елена Владимировна
Мастер-класс «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»
Заведующая, учитель-логопед Есина Е. В.,
методист, педагог-психолог Николаева Т. В. ,
учитель-логопед Мамедова С. Б.
Орел, 2019 г.
Публикация «Мастер-класс „Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Речь воспитателя».
Вступительное слово.
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят «великий, могучий»! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А. С. Пушкина - 21 тыс., Н. В. Гоголя - 10 тыс.
Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов. Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для воспитанника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
• качество языкового оформления речи;
• ценностно-личностные установки педагога;
• коммуникативная компетентность;
• четкий отбор информации для создания высказывания;
• ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Ход мастер-класса :
Уважаемые, коллеги! Мы все-педагоги и не секрет, что все мы подвержены профессиональному стрессу. Сегодня мы хотим показать, как можно снять мышечное напряжение и повысить свои профессиональные качества.
1. Эмоциональный настрой.
Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.
Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто обнял утром мужа и ребенка.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.
Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте притчу (видео).
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».
Общение важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога - его главный инструмент.
Вывод: Задумайтесь над этим: каждое наше слово оставляет след в душах наших обучающихся. Ребенок, как маленький росточек, которому для роста нужен свет, вода и почва. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Помните об этом, когда выстраиваете свое общение с окружающими!
2. Теоретическая часть.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения.
Речь педагога – это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником культурной речи. Поэтому педагог должен обладать правильной речью, иметь хорошую дикцию, уметь выдержать речь в определенной громкости и темпе, уметь сделать речь интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Главным условием повышения качества дошкольного образования является наличие профессионально подготовленных педагогических кадров. В связи с чем необходимо формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми.
Что же такое «культура речи»? Профессор Скворцов Л. И. дает определение, согласно которому культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. К речи воспитателя предъявляются определенные требования. Культурные и методические требования к речи педагога включают :
- строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на опыт ребенка;
- владение риторическим мастерством;
- знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
Давайте определим коммуникативные качества речи педагога :
- Правильность речи, то есть соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
- Логичность речи – коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Логика создает фундамент убеждения и доказательства.
- Богатство речи – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый словарный запас самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
-Точность речи – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
- Чистота речи предполагает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, а также элементов, которые отвергаются нормами нравственности. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагог должен заботится о чистоте собственной речи, так как ведущий механизм речевого развития дошкольников – подражание. Недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) Способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
- Убедительность речи. Цель и смысл всякой беседы заключаются не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании. Поэтому при разговоре необходимо учитывать и психологическую характеристику собеседника, и систему его взглядов и ценностей, обращаться не только к его разуму, но и к сердцу, и к совести, иллюстрировать свои доводы яркими и понятными для собеседника примерами.
- Доказательность речи. Доводы должны быть достоверными и обоснованными, т. е. должны доказывать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер.
- Ясность речи. Воспитатель должен говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне. Слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение. Каждое произносимое слово, слог, звук должны быть, безусловно, восприняты собеседником. Тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли и самые содержательные идеи.
- Понятность или доходчивость речи. Следует употреблять только слова и термины, понятные собеседнику. Кроме того, необходимо убеждаться, что в употребляемые вами понятия собеседник вкладывает тот же смысл. Если этого не делать, то вполне может статься, что львиная доля информации, сообщаемой вами, останется неусвоенной собеседником.
- Уместность речи – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
- Содержательность речи. Речь педагога должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того
Условия, необходимые для овладения мастерством речи :
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
– голос не должен вызывать неприятных ощущений, должен обладать благозвучностью;
– педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения;
– педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
– с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения;
– голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.
Следующим компонентом речи является дикция.
Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов.
Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Важным компонентом речи является правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, следует воспользоваться словарями или справочниками.
Компоненты профессиональной речи воспитателя.
Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяют следующие компоненты его профессиональной речи :
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Чистоту речи могут разрушить :
- диалектизмы – слова, свойственные не общему языку народа (литературному, а местным, территориальным говорам и диалектам;
- варваризмы – включаемые в речь без всякой надобности иноязычные слова и словосочетания;
- жаргонизмы – слова и обороты, присущие, прежде всего, отдельным профессиональным или социальным группам;
- слова-паразиты – слова, заслоняющие смысл выступления (так сказать, вот, значит, как бы, ну, как говорится, понимаете, типа и т. п.);
- междометия (ага, угу, ого, а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а;
- канцеляризмы – слова и обороты, типичные для делового стиля и неуместные в разговорно-бытовом стиле;
- штампы – избитые выражения, стершиеся от частого употребления;
- вульгаризмы – бранные слова, унижающие достоинство и честь человека;
- малоизвестные слова и словосочетания; если же без них нельзя обойтись, они тут же должны быть объяснены.
Педагогу следует помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.
Обладая развитой речью, ребенок будет более подготовлен к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях, которые он должен предъявлять к воспитанникам:
- воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети;
- необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей);
- необходимо систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки;
- уделять внимание речи детей не только в процессе занятий, но и в повседневной деятельности.
В процессе проведения занятий воспитатель использует такой прием обучения, как вопросы. Вопрос воспитателя — действенный приём не только развития речи, но и развития мышления : вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определё нным требованиям:
- Вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.
- Вопрос должен быть точным и корректным.
- Вопрос должен быть доступным.
Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным.
- Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Часто педагоги стремятся к точности и краткости, что делает вопрос непонятным.
Еще одним важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. Воспитатель должен помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными, что обусловливает их последовательность.
Заботясь об обогащении лексики детей, необходимо понимать, что слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда.
В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь.
Ко второму, пассивному запасу, относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Направления работы с детьми:
-Формирование у детей умения сотрудничать на занятии;
-организация коммуникативных игр;
-развитие коммуникативных навыков на музыкальных занятиях;
-театрализованная деятельность как средство преодоления коммуникативной дезадаптации.
Все эти направления способствуют активации сотрудничества со сверстниками, формированию дружеских отношений детей друг к другу, развитию их эмоциональной сферы.
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
-КОНСУЛЬТАЦИИ - САМООБРАЗОВАНИЕ
-СЕМИНАР -КОНСУЛЬТАЦИИ
-СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ - ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
3. Практическая часть.
Задание 1. «Подскажите слово».
Вам нужно по очереди добавить слово, продолжить диалог:
• Кошка мяукает, а воробей…
• Соль в солонке, а масло…
• У лошади хвост лошадиный, а у собаки…
• У ребенка рука, а у куклы …
• Медведь спит в берлоге, а волк…
• Корова мычит, а собака…
• Цыпленок желтый, а курица…
• Курица кудахчет, а утка…
• Заяц пушистый, а слон…
• У коровы рога, а у козленка…
• У голубя перья, а у лисы…
• Воробей маленький, а орел…
• У зайчихи зайчонок, а у индейки …
• Клест – зимующая птица, а лебедь…
• Олень – рогатый, а волк…
• Сокол летает, а страус…
• У белки дупло, а у лисы.
Задание 2. «Дополни предложение».
Каждый из участников по очереди добавляет к контрольному слову свое слово, повторяя целиком предыдущее. Слова могут быть размещены в различных местах предложения, но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например: солнце- солнце светит; солнце светит ярко и т. д.
Снег, воспитатель, речь.
Задание 3. «Исправьте ошибки в пословицах».
• После драки много хромых (Храбрых).
• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
• Пришел, увидел, купил (Победил).
• У каждого своя голова на шее (Плечах).
• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
• Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
• На всякий урок (час) ума не напасешься.
• Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
• Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
Задание 4. Портрет идеального воспитателя 21 века, обладающего правильной, грамотной речью.
На ватмане находится изображение воспитателя.
Вопрос: Как Вы думаете, какие требования предъявляются к речи воспитателя в 21 веке: выберите из предложенных вариантов, которые Вам кажутся необходимыми для воспитателя и прикрепите на доске (точная, грамотная, богатая, выразительная, эмоциональная, чистая, уместная, логичная и т. д.)
Выполнение задания.
Познакомьтесь с идеальным воспитателем 21 века. Желаем Вам стремиться к этому идеалу.
Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей, что в дальнейшем неблагоприятно влияет на коммуникативную функцию ребенка.
ВЫВОД: Уважаемые, коллеги! Помните: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» Низами.
«Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно расположены; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу». М. Сервантес.
4. Рефлексия.
Чем Вам был полезен мастер-класс?
Какие ошибки Вы допускаете в речи?
Как Вы думаете, где можно использовать данные упражнения?