Анна Царевникова
Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются с прямым участием речи. С другой стороны, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций.
К сожалению, в последнее время мы все чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами как в речевом, так и в познавательном развитии. В нашем детском саду также имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, в основном это дети с тяжелыми нарушениями речи.
Публикация «Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У таких детей, помимо проблем в речевом развитии, мы отмечаем нарушения в формировании основных психических процессов:
- слабый уровень развития способности к воспроизведению последовательности;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;
- неточное понимание логико-грамматических конструкций;
- недостаточно развитое наглядно-образное мышление;
- ригидность мышления, трудности применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
- отсутствие причинно-следственных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием,
- низкий уровень ассоциативного мышления, трудности при подборе слов-синонимов, антонимов и понимании их значений;
- объем восприятия детей снижен, восприятие замедлено.
- снижение концентрации, устойчивости, переключаемости, объема внимания;
- страдают все виды памяти;
- повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость;
- импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.
Недоразвитие, несформированность психических функций у детей в свою очередь тормозит коррекционно-логопедическую работу.
Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.
Т. А. Ткаченко пришла к выводу, что «психические процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично».
Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает её формирование. В силу того, что специалисты дошкольных образовательных учреждений ограничены по срокам (дети растут и покидают детский сад по понятным причинам, считаю целесообразным включать в логопедическую практику упражнения на развитие ВПФ и осуществлять эту деятельность параллельно с развитием речи детей.
С этой целью в свою работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отрабатывая речевой материал по конкретной лексической теме, я стала включать и различные виды заданий, серии специальных игр и упражнений, направленные на коррекцию неречевых нарушений: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Приведу примеры некоторых таких игр и упражнений.
«Разложи по высоте (величине)». Детям предлагается расположить предметы в ряд в убывающем порядке, начиная с самого большого (высокого) и заканчивая самым маленьким (низким). И наоборот, разложить предметы в возрастающем порядке – от самого маленького (низкого) до самого высокого (большого). Выполняя это задание, попутно отрабатываем понятия большой-маленький, высокий-низкий, больше-меньше, выше-ниже, развиваем навыки образования уменьшительно-ласкательной, увеличительной форм существительных (дуб-дубок-дубище).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Установлено что психические процессы восприятие память внимание воображение мышление целенаправленное поведение у ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-455970-1557042601.jpg)
«Обведи по образцу». Выполняя это задание у ребенка совершенствуется концентрация и распределение внимания, зрительное восприятие, совершенствуются графические навыки. Также закрепляем названия геометрических фигур, формируем навыки словообразования, закрепляем названия цветов и оттенков (дубовый листик в прямоугольнике, кленовый листик в кружочке). И т. п.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-455970-1557042640.jpg)
«Логические ряды». Дети учатся определять последовательность предметов, видеть закономерность чередования предметов в предложенном ряду. Предлагаем повторить заданную последовательность, продолжить или восстановить ряд. Не забываем отрабатывать основные понятия по изучаемой лексической теме.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Материалы для педагогов развиваются с прямым участием речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-455970-1557042678.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 С другой стороны речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-455970-1557042695.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 К сожалению в последнее время мы все чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами как в речевом так и в познавательном развитии](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-455970-1557042713.jpg)
«Математические пазлы». Собирая такого вида пазлы, ребенок закрепляет порядковый счет, запоминает цифры, у него формируется зрительное восприятие. Собрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено – развиваем лексико-грамматическую сторону речи, связную речь.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 В нашем детском саду также имеются дети с ограниченными возможностями здоровья в основном это дети с тяжелыми нарушениями речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-455970-1557042767.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Публикация Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи размещена в разделах Работа с Особыми детьми](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-455970-1557042789.jpg)
«Осенние дары». В данном упражнении детям предлагается положить на дубовый лист определенное количество желудей, указанное цифрой на листике. Дети учатся определять количество предметов и соотносить его с цифрой. Также закрепляем умение согласовывать числительные с существительными.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-455970-1557042839.jpg)
Это не весь перечень игр и упражнений, направленных на развитие высших психических функций, используемых мной в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Представленные игровые упражнения подсмотрены и взяты с различных источников сети интернет, таких как: http://mamadelki.ru/, https://neposed.net/, http://vcedetkam.ru/, http://vchudoma.blogspot.com/