Анна Царевникова
Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются с прямым участием речи. С другой стороны, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций.
К сожалению, в последнее время мы все чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами как в речевом, так и в познавательном развитии. В нашем детском саду также имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, в основном это дети с тяжелыми нарушениями речи.
Публикация «Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У таких детей, помимо проблем в речевом развитии, мы отмечаем нарушения в формировании основных психических процессов:
- слабый уровень развития способности к воспроизведению последовательности;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;
- неточное понимание логико-грамматических конструкций;
- недостаточно развитое наглядно-образное мышление;
- ригидность мышления, трудности применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
- отсутствие причинно-следственных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием,
- низкий уровень ассоциативного мышления, трудности при подборе слов-синонимов, антонимов и понимании их значений;
- объем восприятия детей снижен, восприятие замедлено.
- снижение концентрации, устойчивости, переключаемости, объема внимания;
- страдают все виды памяти;
- повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость;
- импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.
Недоразвитие, несформированность психических функций у детей в свою очередь тормозит коррекционно-логопедическую работу.
Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.
Т. А. Ткаченко пришла к выводу, что «психические процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично».
Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает её формирование. В силу того, что специалисты дошкольных образовательных учреждений ограничены по срокам (дети растут и покидают детский сад по понятным причинам, считаю целесообразным включать в логопедическую практику упражнения на развитие ВПФ и осуществлять эту деятельность параллельно с развитием речи детей.
С этой целью в свою работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отрабатывая речевой материал по конкретной лексической теме, я стала включать и различные виды заданий, серии специальных игр и упражнений, направленные на коррекцию неречевых нарушений: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Приведу примеры некоторых таких игр и упражнений.
«Разложи по высоте (величине)». Детям предлагается расположить предметы в ряд в убывающем порядке, начиная с самого большого (высокого) и заканчивая самым маленьким (низким). И наоборот, разложить предметы в возрастающем порядке – от самого маленького (низкого) до самого высокого (большого). Выполняя это задание, попутно отрабатываем понятия большой-маленький, высокий-низкий, больше-меньше, выше-ниже, развиваем навыки образования уменьшительно-ласкательной, увеличительной форм существительных (дуб-дубок-дубище).
«Обведи по образцу». Выполняя это задание у ребенка совершенствуется концентрация и распределение внимания, зрительное восприятие, совершенствуются графические навыки. Также закрепляем названия геометрических фигур, формируем навыки словообразования, закрепляем названия цветов и оттенков (дубовый листик в прямоугольнике, кленовый листик в кружочке). И т. п.
«Логические ряды». Дети учатся определять последовательность предметов, видеть закономерность чередования предметов в предложенном ряду. Предлагаем повторить заданную последовательность, продолжить или восстановить ряд. Не забываем отрабатывать основные понятия по изучаемой лексической теме.
«Математические пазлы». Собирая такого вида пазлы, ребенок закрепляет порядковый счет, запоминает цифры, у него формируется зрительное восприятие. Собрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено – развиваем лексико-грамматическую сторону речи, связную речь.
«Осенние дары». В данном упражнении детям предлагается положить на дубовый лист определенное количество желудей, указанное цифрой на листике. Дети учатся определять количество предметов и соотносить его с цифрой. Также закрепляем умение согласовывать числительные с существительными.
Это не весь перечень игр и упражнений, направленных на развитие высших психических функций, используемых мной в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Представленные игровые упражнения подсмотрены и взяты с различных источников сети интернет, таких как: http://mamadelki.ru/, https://neposed.net/, http://vcedetkam.ru/, http://vchudoma.blogspot.com/