Осока Марина Викторовна
Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные занятия способствуют развитию речевых способностей детей. Это происходит на всех этапах музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) при согласованной работе музыкального руководителя и воспитателя. Музыкальные занятия развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.
Публикация «Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Музыкальный руководитель может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи, используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на раз-личных звуках, песен, игры –хороводы. Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.
Пение даёт возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и чёткое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и чётко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основное средство овладения языком и развития речи – повтор.
Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии.
Пение требует чёткой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это помогает развитию чёткой дикции ребёнка.
Пение помогает даже развитию навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. Дети неосознанно рифмуют определённые слоги.
Пение способствует пополнению словарного запаса ребёнка, знакомит его с новыми понятиями.
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности, например, через музыкальные пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Напевая при этом короткие попевки («Сорока», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой моё личико», можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.
На этапе «Слушание музыки» ребёнок высказывает свои впечатления о прослушанной музыке, о её содержании, характере, выразительных средствах. Происходит развитие связной устной речи ребёнка.
Вся наша жизнь пронизана музыкой : мы поём, напеваем, насвистываем, прохлопываем различные ритмы. Нет музыкально не способных детей! И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет каждому ребёнку в будущем успешно обучаться в школе!