Екатерина Литовченко
Развитие психических функций у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Период жизни ребенка от 4 до 5 лет характеризуется как переходом от раннего детства к дошкольному. Этот период также можно назвать – время «почемучек». Само это название дает нам представление о том, что у ребенка возникает масса вопросов, таких как – Почему небо голубое? Почему трава зеленая? И т. п.
Ребенок активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие личности ребенка 4-5 лет.
Публикация «Развитие психических функций у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
К ребенку начинает приходить осознание себя в этом мире и он начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В этот возрастной период у ребенка формируется - самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок начинает копировать поведение значимых взрослых (мамы, папы, старших сестер и братьев).
Он не просто копирует, он старается угодить своим родителям, в этот период также дети научаются обманывать, но цель у них благородная - они хотят радовать своих родителей и оправдать их ожидания.
В этот период детям особенно важно похвала, и высокая оценка их правильных действий.
Наряду с этим ребенок еще не умеет себя оценивать критически, он еще сомневается в своих силах, признать свою вину ему крайне трудно.
В возрасте 4-х лет у детей начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные
Восприятие.
В этот возрастной период у ребенка активно развивается способность к восприятию и познанию свойств предметов: сравнения, измерения путем прикладывания и наложения предметов друг к другу. Наряду с этим у ребенка продолжается исследование цвета, формы и величины предметов. В этом периоде вводятся такие новые категории как время (время года, времена суток, пространство (низ, верх, близко, далеко, запах, вкус, качество и звук поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (квадрат, круг, овал, прямоугольник, многоугольник).
Внимание.
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен удерживать внимание и вести сосредоточенную деятельность в течение 15-20 минут.
При выполнении некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Чтобы развить этот навык и усилить способность ребенка произвольно управлять своим вниманием, рекомендуется озвучивание им своих действий во время упражнения, а также просить его больше рассуждать вслух.
Память.
В этот возрастной период у ребенка начинают развиваться процессы произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Решив что-то запомнить, ребенок может теперь использовать для этого повторение. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).
Важно, чтобы ребенок не бездумно выполнять действия, но с помощью взрослого осознавал, что и для чего он делает или заучивает. Ведь в этом случае осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить.
К 5 годам объем памяти ребенка возрастает, что дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить просьбы взрослых, выучить сложный стих, принять задачу на запоминание.
Объем памяти до 7-8 названий предметов.
Мышление.
В этом возрасте у детей начинает формироваться образное мышление. Дети становятся способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач – прохождение лабиринтов, стоить что то по схеме и т. д. Развивается предвосхищение – ребенок может понять, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Но при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и мысленно совершить преобразование образа. В этот период времени характерны известные феномены ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Пока у 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и важная задача педагога – это формирование разнообразных конкретных представлений. Также очень важно учить детей обобщать. Ребенок этого возрастного периода способен анализировать объекты пока только по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
Он уже может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. А также обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: овощи, фрукты, обувь, одежда, посуда, мебель, транспорт.
Воображение.
Воображение продолжает активно развиваться. Дети начинают в этот возрастной период особенно фантазировать, выдумывать разные истории, придумать небольшую сказку на заданную тему. В этом возрасте формируются оригинальность и произвольность.
Речь.
В этом возрасте у детей улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, научается очень хорошо имитировать голоса животных, способны выделять интонацию и речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Увеличивается словарный запас - 1500-2000 слов.
При описании различных предметов в основном ребенок использует цвет и размер объекта, но определения становятся более развернутыми и состоят из двух-трех признаков, например, «Блестит как солнце», «Листья зеленые и немного салатовые».
В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.
Ребенок начинает более активно использовать в своей речи глаголы, прилагательные и наречия. Это способствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Детские рассказы уже становятся более наполненными, сюжетными уже более напоминающие рассказы детей в старшем подготовительном возрасте и даже у учеников начальных классов (в среднем 24-25 слов).
Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.
Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы, спортивные игры (мяч, прыгалка).
Ролевые игры: магазин, больница, детский сад.
Игры на развитие мелкой моторики (пазлы, сортеры, различные конструкторы, лего).
Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (кубик: корабль, дом, машина и т. д.).
Творческие игры: аппликация, пластилин (желательно не очень мягкий, рисование (красками и карандашами).
Необходимо чтение литературы по возрасту, желательно сказки.
Одно и то же произведение может быть прочитано неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце прочтения необходима беседа о героях и их приключениях: что было, почему? что случилось?. Можно попросить ребенка перечислить главных героев, рассказать кратко сюжет и наиболее запомнившиеся моменты. Важно обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, грустный, веселый и т. д.) Такой вид вашего общения с ребенком отлично развивает речь, память, мышление и эмоциональный внутренний мир ребенка.
Компьютерные игры не рекомендуются.
Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.
Прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг.
Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см.
Вес в среднем 15,9-17.5 кг.
Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.
Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомендуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания, у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.
Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности движений.
Происходит активное развитие органов чувств.
Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
2. Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
3. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя.»
4. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
5. Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
6. Ирина Млодик, «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
7. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»
8. Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"