Алла Мельникова
Заполнение аттестационного листа на соответствие должности учителя-логопеда по теме «Лего-технологии в развитии связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
1) Целеполагание
Над какой профессиональной проблемой (темой) Вы работаете?
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью Lego – технологий
В чем, на Ваш взгляд, заключается ее актуальность?
Публикация «Заполнение аттестационного листа на соответствие должности учителя-логопеда по теме „Лего-технологии в развитии связной речи“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность исследования обусловлена потребностями общества и государства в гармоничном развитии личности детей, в том числе и старших дошкольников с ОНР III уровня, в их коммуникативной готовности к школьному обучению, в предупреждении школьной дезадаптации и неуспеваемости, и в дальнейшем социализации.
Lego-конструирование является одним из средств развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как конструктивная деятельность непосредственно связана и с сенсорным воспитанием и развитием речи. Это обусловлено формированием представлений о предметах, а так же требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.
Какие 3 главные задачи ставите и решаете для того, чтобы достичь этой цели в своей профессиональной деятельности?
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
3. Разработать содержание логопедической работы связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием Lego–конструирования и оценить ее эффективность.
Условия обеспечения качества образования
Какие программы Вы используете в своей деятельности?
ФГОС.
Основная цель развития связной речи по Федеральному Государственному Стандарту – это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
1. Овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2. Обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова, соединять их в предложения);
4. Развитие речевого творчества, (предполагает то, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки, все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
6. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
7. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Также используются программы и методики В. П. Глуховой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Лебедевой, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Н. Усановой и др.
Чем обусловлен их выбор?
В них определены цели, задачи и базовые принципы (ФГОС);
Они наиболее полно помогают провести диагностику речевого развития детей, с целью определения уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием, а также предлагают конкретные методы коррекции данных нарушений.
Какое ресурсное обеспечение, в том числе созданное Вами, используется при организации образовательной деятельности и помогает Вам решать поставленные задачи?
Наглядный материал, презентационный материал, сказкатерапия, лего конструкторы, предметы и игрушки, имеющиеся в распоряжении образовательного учреждения
Качество проектирования и реализации процесса обучения и воспитания
Какие психолого-педагогические и методические идеи и теории лежат в основе Вашей профессиональной деятельности по названной Вами теме (проблеме?
Такие ученые как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева занимались изучением проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
С целью обеспечения необходимого уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия, создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Во время выполнения практических заданий детьми старшего дошкольного возраста включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и особенно развитие связной речи детей. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие связной речи. Поэтому применение Lego-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Lego – конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение Lego – конструктору.
Применение Lego на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве развития связной речи, ее коррекции, так как способствует: развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов); постановке и автоматизации звуков в ходе игры; формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь; овладению звукобуквенным анализом и слого-звуковым составом слов; раскрытие индивидуальности каждого ребенка, разрешение его психологических и речевых затруднений, развитию способности осознавать свои желания и возможность их реализации.
На сегодняшний день Lego – технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития связной речи ребёнка дошкольного возраста с ОНР III уровня.
[b]Какой учебный материал позволяет наиболее успешно решать поставленные профессиональные задачи?[/b]
Всесторонний анализ речевых нарушений у детей с ОНР III уровня представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Новичковой И. В. и других исследователей.
Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина и в трудах других учёных.
Такие ученые как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева занимались изучением проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
В трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна раскрыта психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, Н. М. Крыловой, В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах такими учеными как, К. Д. Ушинский, А. М. Бородич, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой
Научно-исследовательские работы В. П. Глуховой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Лебедевой, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Н. Усановой имеют практическое значение.
Какие технологии, методики, формы, приемы обучения Вы используете для решения поставленных задач?[/i]
Методики В. П. Глуховой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Лебедевой, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Н. Усановой и др.
Они наиболее полно помогают провести диагностику речевого развития детей, с целью определения уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием, а также предлагают конкретные методы коррекции данных нарушений.
Методика № 1 Выявление понимания грамматических форм слов
Методика № 2 Установление максимального объёма употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения
Методика № 3 Анализ умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок
Методика № 4 Оценка умения работы с текстом
Методика №5 Исследования возможности словоизменения существительных по всем падежам сначала в единственном числе, а потом во множественном
Методика №6 Выявление возможностей словоизменения глаголов по лицам, временам, родам
Методика № 7 Исследования выявления возможностей словообразования по частям речи
Методика № 8 Выявления возможности произношения слов сложного слогового состава
Методика №9 Анализ умения определять взаимоотношения действующих лиц
Для коррекции нарушений используются методики вышеперечисленных авторов по 3 направлениям логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня.
1 направление: Словарная работа и части речи
Основной целью словарной работы является активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение речи детей новыми словами. Дети должны не просто запомнить новые слова, но ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться в своей речи.
Отдельно идет работа с существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.
2 направление: Обучение рассказыванию и работа с загадками
Обучение рассказыванию занимает огромное место в общей системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
3 направление: пересказ художественных текстов
До начала чтения рассказа логопед объясняет детям значение трудных слов, они проговариваются хором и индивидуально. Прочитав рассказ, логопед задает вопросы, с целью выяснить поняли ли его дети.
Каким образом Вы выявляете (диагностируете) степень решения поставленных Вами профессиональных задач?
С помощью исследовательской работы. Для этого проводится исследование.
Цель исследования: улучшение связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по средствам использования в работе педагога Lego технологий.
Задачи:
1. Исследовать особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня;
2. Разработать проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня с использованием Lego-технологий.
В экспериментальную выборку может войти одна группа испытуемых до 15 человек.
Группа состоит из детей со следующими характеристиками:
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
Пол: женский, мужской;
– Общее недоразвитие речи 3 уровня.
Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между исследователем и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Поэтому исследование необходимо проводить в группе, в несколько этапов, где для этих целей должно быть приготовлено рабочее место для ребенка с заранее подготовленными материалами.
Ход исследования:
1. В целом обследование каждого ребенка занимает от 45 до 60 минут.
2. После 20 минут работы ребенку предлагается отвлечься, походить, выполнить несколько упражнений на расслабление.
3. Основные виды деятельности, подлежащие обследованию:
– понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфами): суффиксами, префиксами, флексиями;
– объём и типы предложений;
– умение составить рассказ по серии сюжетных картинок («сюиты»);
– понимание и пересказ прочитанного текста;
– словоизменение и использование предлогов;
– словообразование и подбор слов с противоположным значением;
– слоговая структура многосложных и составных слов.
– звукопроизношение и состояние артикуляторного аппарата;
– уровень фонематического восприятия.
4. Дополнительные виды деятельности, подлежащие обследованию:
– представление о числе и количестве;
– уровень общений предметов и явлений;
– способность понимать целостную ситуацию на основе её частей (предметов);
– ориентировка во времени (суток, года).
Поскольку третий уровень речевого развития характеризуется свободным пользованием фразовой речью, задача заключается не только в том, чтобы выявить пробелы в развитии речи. Не менее важным является понимание и правильная оценка того, что уже усвоено ребенком и в какой степени (прочно, непрочно, частично).
После диагностики необходимо внедрить разработанную логопедическую программу, и через год оценить её эффективность.
Качественный уровень результативности профессиональной деятельности в соответствии с заявленной целью и задачами
Достижения воспитанников
Каковы результаты и динамика освоения вашими воспитанниками Государственного образовательного стандарта?
Воспитанники прошлых лет освоили программу ГОС в полном объеме, воспитанники этого года осваивают программу ГОС в соответствии с нормативами, все сроки соблюдаются, полученные знания соответствуют требованиям. Динамика положительная.
Дети развивают связную речь, и приобретают дополнительные знания окружающего мира.
Как Вы это определили?
Динамика определяется повторной диагностикой.
Каков уровень интереса ваших воспитанников к вашей теме? Как Вы это определили?
Дети заинтересованы на занятиях, проявляют активное участие в работе с педагогом. Уровень интереса определяется опросом и беседами с родителями.
Какие методы, формы Вы используете при разрешении конфликтных ситуаций с воспитанниками между собой и родителями?
Способы разрешения конфликтов:
Юмор – постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации;
Признание достоинств – увидеть хорошие качества в другом участнике конфликта;
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;
Третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;
Анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;
Ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия;