нэля назмиева
Занятия по слушанию музыки (сентябрь) в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь - октябрь.
Тема: «Музыка и настроение».
Занятие 1.
«Солнышко и дождик».
Программное содержание. Дать детям элементарное представление о том, что такое настроение; познакомить их с разнообразными средствами, с помощью которых люди передают свое настроение. Различать контрастное настроение песен.
Репертуар: песни «Солнышко», «Дождик» Тиличеевой («Музыкальный букварь», с. 6-8)
Ход занятия.
Темочки:
М. р. Характер у людей бывает разный: смелый или нерешительный, мягкий или суровый. И настроение у них бывает разное: людям бывает радостно или печально, спокойно или тревожно. Что такое настроение? Настроение – это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты сейчас находишься. Свое настроение человек выражает по-разному: движением, мимикой. Музыканты выражают свое настроение в песнях, музыкальных пьесах.
Музыка тоже может быть не одинаковой по характеру, потому что она выражает разные чувства и настроения. Например, песня «Солнышко» - веселая, радостная (исполняется, а песня «Дождик» - грустная, печальная (исполняется).
Показать иллюстрации, обратить внимание на цвет иллюстраций (желтый – яркий на первой картинке и серо-фиолетовый – темный на второй картинке).
При повторном слушании дети на муз. заключение или хлопают или выполняют плавные движения руками вверх – вниз. Проследить за мимикой (радость – грусть).
Занятие 2.
«Солнышко и дождик».
Программное содержание. Различать контрастное настроение песен. Обогащать высказывания детей об образно – эмоциональном содержании музыки.
Репертуар: песни «Солнышко», «Дождик» Тиличеевой («Музыкальный букварь», с. 6-8)
Ход занятия.
М. р. Отчего зависит настроение человека? От самочувствия. От природных и погодных условий. Вспомним песни «Солнышко» и «Дождик». Если светит солнышко, то нам весело, а если идет дождик, то нам грустно.
Если светит солнышко, можно погулять,
Хлопать, топать весело, в садике играть.
Если тучка хмурится и грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком, дождик переждем.
(показать иллюстрации)
Музыкально – дидактическая игра «Тучки».
После прослушивания определенной песни («Солнышко «или «Дождик») показать нужную сторону «тучки» (светлую или темную). Дети должны самостоятельно определить характер музыки двумя-тремя синонимами.
Занятие 3.
«Гроза. Мама поет».
Программное содержание. Учить определить характер, настроение контрастных произведений (грозное – ласковое) и связывать с ним соответствующее по настроению иллюстрацию.
Репертуар: песни «Гроза», «Мама поет» Тиличеевой («Музыкальный букварь», с. 10-11)
Ход занятия.
М. р. Мы узнали, что музыка может быть не одинаковой по характеру, потому что она выражает разные чувства и настроения. Послушайте стихи и скажите, какое настроение в них выражено: Светят звезды ласково над моим окном. И поет мне песенку мама перед сном. Самую любимую песенку мою: «Спи, моя хорошая, баюшки – баю». И у песенки будет такое же настроение (ласковое, нежное, спокойное).
Исполняется песня «Мама поет» Тиличеевой.
Как называется такая песня, когда мама убаюкивает ребенка? Беседа о жанре колыбельной песни.
Послушайте другие стихи и скажите, какое настроение в них выражено:
Гром гремит, рычит, грохочет над притихшею землей.
Грозны гром, наверно, хочет, чтобы мы ушли домой.
И у песенки будет такое же настроение (грозное, сердитое).
Исполняется песня «Гроза» Тиличеевой.
Песни сравниваются по характеру (грозный – ласковый).
Занятие 4.
«Гроза. Мама поет».
Программное содержание. Учить определить характер, настроение контрастных песен только по инструментальному сопровождению (без слов).
Репертуар: песни «Гроза», «Мама поет» Тиличеевой («Музыкальный букварь», с. 10-11)
Ход занятия.
Вспомнить какие песни слушали на прошлом занятии, их название, характер. По фортепианным партиям этих песен определить их название.
Исполняются песни «Гроза», «Мама поет» Тиличеевой.
Музыкально – дидактическая игра «Цвет - настроение».
М. р. Перед вами две карточки: розовая и серая. На какой из них вы нарисовали бы ласковую маму, а на какой – грозу?
Исполняются начало песен, дети поднимают соответствующую карточку.
5 занятие.
«Котенок заболел. Котенок выздоровел»
Программное содержание: учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, высказываться о музыке, используя разнообразные определения.
Репертуар: «Котенок заболел», «Котенок выздоровел» Гречанинова (М/р 3/08, с. 5)
Ход занятия.
М. р. послушайте историю, которая называется «Котенок заболел» и ее мне поможет рассказать музыка.
Исполняется пьеса 1.
М. р. Какое настроение этой музыки? (Грустное, жалобное.) Может, котик сломал лапку или у него болит животик? Давайте его пожалеем и скажем ему утешительные и ласковые слова.
Смотрите, наш котенок повеселел, и у него ничего не болит. И сейчас другая музыка расскажет нам о другом настроении котика.
Исполняется пьеса 2.
М. р. А у этой музыки какое настроение? О чем она нам рассказала? (Музыка веселая, радостная, у котика лапка зажила.) Да, пьеса так и называется – «Котик выздоровел».
6 занятие.
«Котенок заболел. Котенок выздоровел»
Программное содержание: развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера и реагировать на ее изменение мимикой.
Репертуар: «Котенок заболел», «Котенок выздоровел» Гречанинова (М/р 3/08, с. 5)
Ход занятия.
М. р. На прошлом занятии музыка рассказала нам историю котенка: как он грустил, когда болел, как повеселел, когда выздоровел. Послушайте ее еще раз, и, когда будет звучать грустная музыка, сделайте грустное лицо, а когда будет звучать веселая музыка, сделайте радостное лицо.
Исполняется пьеса 1,2.
М. р. А теперь выберете «куклы – настроения», которые подходят к нашему музыкальному рассказу.
Занятие 7.
«Обида и радость»
Программное содержание. С помощью определения характера музыкальных произведений, подводить детей к сопереживанию чувств, выраженных в них.
Репертуар: «Не хотят купить мишку», «Купили мишку» Косенко (М/р 5/08, с. 59, 62)
Ход занятия.
М. р. ребята, я расскажу вам историю, но не простую, а музыкальную. Жил-был мальчик, однажды он с мамой пошел гулять, и ему очень понравился мишка на витрине магазина. Мальчик попросил маму купить ему этого мишку, но мама отказала ему. И он очень расстроился.
Исполняется пьеса «Не хотят купить мишку».
М. р. Какое настроение у мальчика? Значит, и музыка имеет такое же настроение.
Ответы детей.
М. р. Мама увидела, как загрустил ее сынок и купила ему этого медведя. И, как вы думаете, что сделал мальчик? (Обрадовался.) Какой характер будет у пьесы «Купили мишку»? (Радостный.)
Исполняется пьеса «Купили мишку».
Занятие 8.
«Обида и радость»
Программное содержание. Учить детей определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ним соответствующий по настроению образ.
Репертуар: «Не хотят купить мишку», «Купили мишку» Косенко (М/р 5/08, с. 59, 62)
Ход занятия.
Попросить детей вспомнить и рассказать музыкальную историю про мальчика. Попутно подыграть фрагменты пьес.
Музыкально – дидактическая игра «Цвет - настроение».
Не объявляя названия произведения исполняются пьесы «Не хотят купить мишку», «Купили мишку». Дети должны поднять карточку определенного цвета. На веселую музыку – карточку яркого цвета, на грустную музыку – карточку темного цвета.