Людмила Шмелева
Методическая разработка занятия по слушанию музыки в подготовительной группе «Баллада о лесном пожаре»
▼ Скачать + Заказать документы
А. Арутюнова.
БАЛЛАДА О ЛЕСНОМ ПОЖАРЕ
1-Е ЗАНЯТИЕ.
- Ребята, сегодня - мы с вами послушаем песню, которая называется «Баллада о лесном пожаре» А. Арутюнова.
Что такое баллада?
Баллада - это повествование, рассказ под музыку. Помните, как в сказке «САДКО»? Садко играл на гуслях и рассказывал нараспев.
В балладах рассказывалось о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о войнах. В балладах обязательно есть место фантазии, выдумки, преувеличению.
Давайте послушаем песню «Баллада о лесном пожаре»
СЛУШАНИЕ.
- Что произошло в лесу?
- Кто первым увидел этот пожар?
Публикация «Методическая разработка занятия по слушанию музыки в подготовительной группе „Баллада о лесном пожаре“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Пожар в лесу. Бережем лес от пожара
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- Зачем мальчик бросился воевать с огнем?
(Чтобы спасти зайчат и птенцов)
-Почему он так поступил? Каким был мальчик?
(Добрый, смелый, бесстрашный, решительный, отважный, сильный)
- Правильно. Скажите, а этим слова соответствуют характеру, настроению песни?
(Да)
- Не каждый бы так поступил.
- Слушая эту песню-балладу, какие чувства вы испытали?
(Чувство тревоги, жалости, волнения, сопереживания, страха)
-Как звучала музыка?
(Энергично, тревожно, взволнованно, грустно)
- Да, музыка звучала по-разному. Послушаем еще раз, хотите?
(Да)
2-е занятие
- На прошлом занятии мы послушали песню – баллада, как она называется?
"Баллада о лесном пожаре"
-Определили с вами, что это песня вызвала у нас чувство тревоги, жалости, волнения и сострадания
(музыкальный руководитель вспоминает вместе с детьми)
- Определили и характер музыки – помогайте мне – тревожный, беспокойный, взволнованный, героический и в тоже время грустный и лирический.
- Сейчас мы с вами еще раз будем слушать песню и прислушиваться, когда меняется характер музыки.
СЛУШАНИЕ.
Музыкальный руководитель исполняет песню, останавливаясь на сменах характера музыки.
- Да, в конце песни ярко выражено другое настроение – грустное, сдержанное, серьезное и в тоже время светлое, гордое.
- А вызнаете, что можно по- разному грустить.
Например, если вы провинились, сломали игрушку, обидели малыша и вас наказали, то вам грустно и мрачно – это темная грусть.
А если вы вспоминаете о чем- то веселом, добром, например о прошедшем лете или дне рождении, о мамочке, то вы грустите, но ваше сердечко полно света и тепла – это называется светлой грустью.
Так и в этой песни - в конце звучит музыка светлой грусти, мальчик погиб, но он совершил добрый и смелый поступок, который называется подвигом.
Слушают отрывок из песни.
Мальчик уже нет на нашей земле, нет среди друзей. Но его помнят и никогда не забудет - тот лес, те зайчата и птахи, не забудут и его друзья. Все птицы поют в лесу его имя.
«Но в шорохе синего леса того,
Мальчишки вы слышите имя его»
СЛУШАЮТ еще раз от середины и окончание песни
3-Е ЗАНЯТИЕ.
- Ребята послушайте и определите что это за песня?
Исполняет начало песни без слов.
Дети называют песню.
-Что такое баллада?
Сейчас я буду играть песню небольшими частями, а вы будете определять характер музыки и складывать в музыкальную шкатулку.
(М. Р. делает «клювиком» кисть правой руки и сказанное слово попадает в «Музыкальную шкатулку»)
Музыка звучит просящая, умоляющая и тревожная, взволнованная, решительная…
Дети отмечают остановку в музыке – паузу, которая заставляет всех слушателей задуматься и помолчать.
Далее дети определяют характер светлой грусти. Дают определения героической музыки и ее торжественного окончания.
Текст песни.
Откуда он взялся не знает никто:
Огонь, обхвативший сухое плато,
Огонь, обнимавший сосну за сосной,
Огонь, угрожавший громаде лесной.
И первым, и первым, и первым тогда
Прохожий мальчишка увидел – беда!
Мелькают в кустарнике стайки зайчат,
И птахи забытые в гнездах кричат…
«Мальчишка, мальчишка, постой, погоди!
Куда ты, мальчишка, вся жизнь впереди!»
Не слышит мальчишка, воюет с огнем…
И вот уже кеды дымятся на нем…
Потом, но не сразу, а только потом
И трактор примчался, и люди на нем.
И все загасили, и рощу спасли,
И только мальчишку спасти не могли.
На тихой опушке рулады дрозда.
На тихой могиле алеет звезда…
Но в шорохе синего леса того,
Мальчишки, вы слышите, имя его!