Галина Леонова
Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки «В пещере горного короля» Грига (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1
Цель: познакомить с норвежским композитором, его произведением «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»,научить слушать произведение и слышать характер музыки.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Ребята, все вы знаете и любите сказки. В сказках добро часто встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Пьесу, которую вы сейчас услышите, написал её Эдвард Григ(Слайд 2). Григ- норвежский композитор. Норвегия- это северная страна с очень красивой природой(Слайд 3). Григ, сочиняя музыку, воспевал красоту природы Норвегии. Ему казалось, что природа рассказывает, о чем- то о своем. Своей музыкой Григ рассказывал разные истории и сказки. Маленький Григ слышал немало рассказов о том, как погибали шахтеры, и ему казалось, что кто-то очень злой живет в пещерах.
Публикация «Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки „В пещере горного короля“ Грига (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Когда Эдвард вырос и стал композитором, по своим детским впечатлениям он написал музыку, которую мы сейчас послушаем. Называется она «В пещере горного короля».
В скандинавских странах существуют сказки про злых духов — троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы(Слайд 4). В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается о таких волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей(Слайды 5-8). Давайте с вами послушаем.
Слушание музыки
Музыкальный руководитель: Как звучит эта музыка?
Д е т и: Музыка страшная, таинственная, сказочная.
Музыкальный руководитель: Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы(показ картинки, фаготы(показ картинки) — низко, зловеще. Потом к ним присоединяются
другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Повторно звучит запись. )
Занятие 2
Цель: Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Посмотрите, пожалуйста, на портрет композитора. Скажите как его зовут? А теперь мы послушаем его произведение.
Слушание пьесы (Видеопросмотр)
Музыкальный руководитель: Как называется пьеса? О ком она? Какой характер музыки? Какой инструмент( оркестр) исполняет? Как звучит музыка в начале? Как потом(ответы детей).
Музыкальный руководитель:
Пьеса «В пещере горного короля» начинается с основной темы, написанной для виолончели, фагота и контрабаса. Мелодия звучит в нижнем регистре, затем повышается и снова возвращается в прежнюю тональность. Тема начинается медленно, с каждым повторением все больше и больше ускоряется.
Гномы держали долгий путь до пещеры горного короля, они любовались природой. Вот гномы пришли и начали танцевать вокруг большого пламени (огня). Там были чёртики и много другой нечистой силы. Вот обряд закончился. Все приветствуют горного короля .
Занятие 3
Цель: Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, закрепить характер произведения, развивать логическую речь.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель показывает картинку гнома
Музыкальный руководитель: Ребята, кто это?(Ответ). Правильно. Сегодня гном пришёл к нам в гости и принёс письмо.(сзади на картинке-кармашек, в нём-письмо и портрет композитора Грига. Музыкальный руководитель читает его):
«Здравствуйте, ребята. Я- весёлый гномик Бим. Недавно я слушал одну очень таинственную музыку. И вот беда : забыл как она называется. Поэтому очень загрустил. Прошу вас помогите мне: назовите композитора и пьесу, которую он написал, ответьте на мои вопросы и напишите мне об этом.»
(Музыкальный руководитель показывает портрет Э. Грига. Дети называют композитора и пьесу, которую он написал).
Музыкальный руководитель: Сегодня мы ещё раз послушаем фрагмент из этой сюиты под названием «В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.
Слушание «В пещере горного короля»
Музыкальный руководитель(смотрит в кармашек): А ещё гномик хочет нам задать вопросы. Попробуем ответить на них(дети достают по одному вопросу, музыкальный руководитель читает их):
Какой характер музыки? Как она изменятся?
Какой инструмент (оркестр) исполняет?
Расскажите о ваших впечатлениях(Дети отмечают характер произведения).
Музыкальный руководитель(подводит итог): Музыка таинственная, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая. В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.
В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.
Давайте с вами попробуем сочинить для гномика сказку как мы были с вами в пещере горного короля и что там видели? Кого встретили? А ещё я думаю: давайте ему отошлём свои рисунки о прослушанной музыки.
Я, думаю, гномик прочитает наше письмо и развеселиться.
(Пример сказки: Мы были в пещере горного короля. Эта пещера ни чем не хуже царского дворца. Все было красиво украшено. Создавалось впечатление, что все там покрыто золотом, алмазами, серебром. Все так блистало и сияло, что глаза как будто бы ослепли. Но вот мы проснулись и поняли что это сон. Это был очень красивый сон. как хочется опять попасть туда.)