Лучший педагог года

Проектная деятельность «Путешествие в удивительный мир сказок А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста

Ирина Петровна
Проектная деятельность «Путешествие в удивительный мир сказок А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Уже более ста пятидесяти лет духовную жизнь русского народа нельзя представить без А. С. Пушкина. Имя это, как светлый солнечный луч, озаряет душу, входит в сердце и сознание каждого ребёнка и остаётся там навсегда. Мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир создал А. С. Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как в нём всё полно жизни, чувства, правды. Сказка – один из любимых жанров А. С. Пушкина. Даже в его повестях, романах и поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжет.

Творчество поэта открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, раскрывает действительность разными средствами: через реалистический рассказ, стихотворение, сказку, где одухотворяется животный, растительный мир и раскрывается определенная идея. Произведения Пушкина обогащают эмоции детей, воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления, а впервые услышанные стихи или сказки мы проносим с собою через всю жизнь. Сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. И это не просто сказки, а сказки в стихах. Произведения А. С. Пушкина занимают, особое, почётное место, в русской классической литературе и перед детским садом стоит увлекательная задача ввести детей в прекрасный мир творчества А. С. Пушкина, познакомить их с бессмертными произведениями русского классика и его лучшими книгами.

Работа ДОО ориентирована на поиски новых форм в решении данного вопроса. Мы предполагаем, что процесс ознакомления детей с творчеством А. С. Пушкина будет проходить более успешно, если использовать различные новшества, методы и формы работы с детьми и их родителями. Метод проектной деятельности позволяет нам, педагогам, разнообразить образовательный процесс, сделать его увлекательным и интересным.

Характеристика проекта

Тип проекта: информационно- исследовательский, творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: 27.06.2023- 27. 06. 2024

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Реализация проекта включает 3 этапа: организационный, основной и аналитический.

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На данном этапе были определены цель и объект, предмет исследования, представлено теоретическое обоснование актуальности темы проекта, сформулированы задачи, ожидаемые результаты; определен продукт проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование актуальности темы проекта

Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают огромный мир человеческих мыслей, чувств, приобщают к общечеловеческим ценностям и богатству родного языка. Актуальность исследования характеризуется многими важными обстоятельствами. Во-первых, сказки Пушкина – основывались на жизни и быте простого народа. Во-вторых, сказки Пушкина легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому что написаны в стихотворной форме. И, в-третьих, они привлекают детей динамичным сюжетом, необычайными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и превращений. В сложных нравственных ситуациях, случающихся не только в жизни сказочных героев, но и в реальной действительности, мы находим себя, своих родных и близких. Поэтому спустя годы сказки А. С. Пушкина притягательны для взрослых и для детей. Как актуальна и выбранная тема.

В чем обаяние, очарование сказок Пушкина? Почему их одинаково любят и взрослые, и дети? Задаем мы себе вопросы. И для того, чтобы ответить на них решили приступить к исследовательской работе

Новизна проекта

Своеобразие и новизна исследования состоит в использовании нетрадиционных технологий в процессе ознакомления детей с творчеством А. С. Пушкина.

Гипотеза:

Творчество А. С. Пушкина содействует приобщению детей к национальным истокам во всей ее прекрасной вариативности.

Проблема:

Анализ бесед с родителями показал, что не многие читают детям сказки А. С. Пушкина, считая их недоступными пониманию детей дошкольного возраста. Много старинных слов, значение которых не в силах объяснить сходу. Приходится обращаться к справочникам, на это уходит время, пропадает волшебство. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому я считаю, что особое внимание педагогов должно быть сосредоточено на приобщении детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его сказки частью внутреннего мира растущего человека.

Для повышения интереса к творчеству А. С. Пушкина, был разработан и реализован на практике проект: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина.

Цель проекта: приобщение детей к богатству русской классической литературы посредством сказок А. С. Пушкина.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: организационные и педагогические условия способствующие приобщению детей к богатствам русской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

-формировать и обогащать представления детей о творчестве А. С. Пушкина;

-прививать художественный вкус;

- формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Развивающие:

-содействовать развитию интереса у детей к произведениям А. С. Пушкина;

-развивать творческие способности у дошкольников;

-обогащать и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

-продолжать воспитывать у детей интерес к художественной литературе;

-вызвать эмоциональную отзывчивость;

-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;

-воспитывать любовь и уважение к русским писателям.

Принципы реализации проекта:

-гуманистический принцип, как ориентация на общечеловеческие ценности;

-принцип учета интересов и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

-принцип коллективизма – реализация проекта осуществляется в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

-принцип историзма – воспитание на основе знакомства с культурой народа ближайшего национального окружения.

Ожидаемые результаты проекта:

- накапливая опыт, дети становятся авторами приключенческих, исследовательских, творческих, практико-ориентированных проектов;

- ориентация ребенка на творчество А. С. Пушкина как ценность, позволит ему в дальнейшем понять мировую культуру;

-сформированы представления детей о добре, о любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости;

-дети становятся художниками, создающими образ, обретают навыки перевоплощения;

-дети чувствуют себя актерами и творцами, получая свои маленькие роли;

-развитие исследовательских умений дошкольников – ставить исследовательскую задачу, выдвигать гипотезу, классифицировать, обобщать и систематизировать материал, делать выводы, строить рассуждения и умозаключения.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Подготовительная работа:

-разработка плана реализации проекта;

-теоретическое исследование по данной проблеме;

-определение средств реализации проекта;

-разработка наглядных пособий, реквизитов, декораций, литературно- театрализованные игры и инсценировки, постановки спектакля, мультимедийная презентация, викторина, познавательный вечер;

-подбор мультипликационных фильмов;

-целевая экскурсия в детскую библиотеку.

Работа с детьми в рамках проекта:

1. Рассматривание иллюстраций, изображений А. С. Пушкина (портреты, картины, памятники): «А. С. Пушкин» - О. А. Кипренский; «А. С. Пушкин в Болдине» - Н. В. Кузьмин. Скульптурная композиция из бронзы на Фонтанном спуске г. Саранска-Н. М. Филатов; картина «Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!» Т. А. Маврина; -«Тридцать три богатыря» И. Билибин. -«Воротился старик ко старухе» Т. А. Маврина.

2. Беседы с детьми на темы: «Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?», «Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете», «Какие бывают сказки?», «Какая ваша самая любимая сказка? Почему?», «Почему в сказках животные разговаривают?».

3. Организация книжного уголка в старшей группе. Одним из важных элементов работы по ознакомлению дошкольников с творчеством А. С. Пушкина, является организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ. В группе был создан «книжный уголок» – это красочно оформленная зона, в которой воспитанники могут самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно ее рассмотреть. Здесь происходит общение детей старшего дошкольного возраста с произведением искусства – книгой.

4. Флешмоб «Читаю и воображаю», его результатом стали творческие рисунки по мотивам прочитанных произведений А. С. Пушкина, свои работы дети оригинально презентовали на выставочном панно – неводе. Рассматривали, обсуждали с родителями.

5. Технология ТРИЗ. Игровые задачи строились на простых жизненных ситуациях и сказочных противоречиях. Приветствуются любые предположения, нестандартные решения. Неправильных ответов не существует. Постепенно дети стали импровизировать, изменять начало или концовку народной сказки, мультипликационного фильма, придумывают новые события, добавляют новых персонажей. В этом уникальность – дети увидели жизнь русского народа, какой она была, какая она есть сейчас. На первый взгляд игра простая, на самом деле – это тонкая философия.

6. Пластилиновая живопись. Изготовление поделок из пластилина.

7. Изготовление с детьми реквизитов для постановки сказок.

8. Сказкотерапия. Самое важное – это создать ситуацию, в которой дети задумываются над смыслом и неоднозначностью ситуации сказки. Элементы: перевоплощение, изображение в стихии, пантомимические этюды. Эмоционально разряжаясь и отбрасывая зажимы, беспокойство, чувство вины, дети стали мягче, увереннее в себе, восприимчивее к другим людям

9. Зеркальный уголок, для работы над мимикой, жестом и артикуляционным аппаратом.

10. Кластеры. Структура, схема, модель. В середине – ключевое слово «Сказка». Вокруг – «Хаос» идей, вариантов. В результате – систематизация, обобщение одним предложением.

11. Коллаж из сказок «Перепутались страницы».

12. Пластилиновая живопись. Изготовление поделок из пластилина.

15. Технология «Синквейн». Раскрываем характеристику персонажа сказки. В виде елочки, грозди рябины. Первая строка – это тема, одно слово (существительное). Вторая строка - два прилагательных. Третья строка – три глагола. Четвертая – предложение из четырех слов. Пятая – одно слово –суть изложенного.

16. Моделирование. Дети создают образ сказочных героев из подручных средств. Сюжеты – модели, схемы, символы. Итогом работы по театрализации сказок А. С. Пушкина является не только рассказывание, но и одновременный показ сказки, с передачей слов, действий, характера, голоса, мимики, манеры разговора.

17. Методика «Несуществующее» животное. Дети придумывают образ несуществующего животного, наделяют его определенными поступками, действиями.

18. «Манный и песочный дворик». Рисование детей на манной крупе, песке -сказочных персонажей, событий.

Отгадывание ребусов. Мы расшифровывали слова, которые относятся к сказкам.

19. Куклотерапия. Дети изготавливают куклу: бабушку, дедушку; золотую рыбку-творение новой сказочной жизни, самовыражения.

20. Создание книжки малышки «то за прелесть эти сказки», с иллюстрациями дошкольников к различным сказкам А. С Пушкина.

21. В приемной группы был организован информационный стенд «Читайте вместе с нами», который был создан для привлечения внимания детей и родителей к миру детских произведений поэта, стенд содержит рубрики: «Эти книжки для вас, ребятишки», «Юбилей писателя, праздник для читателя!». Кроме того, на стендах располагается информация для родителей (рекомендации, памятки, буклеты) по развитию и поддержке интереса детей к чтению, развитию нравственности и духовности в условиях семейного воспитания и досуга.

Работа с родителями:

1. В ходе реализации проекта «По сказкам А. С. Пушкина» семьи воспитанников приняли активное участие в акции буккроссинг «Почитал сам, передай другому». Цель данной акции пропаганда чтения русской классической литературы, возрождение традиций семейного чтения.

2. Привлечение родителей к созданию выставки «Моя домашняя библиотека сказок А. С. Пушкина».

3. Снежные постройки. Совместно с родителями зимой 2024 года на территории нашего ДОО появилась импровизированная выставка снежных построек, среди них Салтан, царевна Лебедь, богатыри, «Кот ученый», «Русалка», «Избушка на курьих ножках», «Белочка», что грызет орешки не простые, а золотые и конечно же «Золотая рыбка». Все это развивает воображение ребёнка.

4. Также в процессе реализации проектной деятельности ребята с родителями приняли активное участие в республиканской онлайн – акции «Спасите классика язык», акция посвящена 225- летию со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Условием акции было чтение любимого произведения А. С. Пушкина на камеру с дельнейшей публикацией в сообществе ВК.

Обобщение результатов работы с родителями:

-Расширять представления родителей о возможностях восприятия детьми произведений А. С. Пушкина, разной сложности;

-Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки);

-Помочь поддерживать интерес детей к творчеству А. С. Пушкина.

Методы:

-словесные – объяснение и рассказ педагога; беседы; рассказ и рассуждение детей, чтение художественной литературы;

-наглядные–демонстрация слайдов мультипликационных фильмов (отрывков, произведений живописи, иллюстраций, предметов быта русского народа;

-практические – музыкальные упражнения, театрально – игровая деятельность (игра – драматизация, пальчиковый театр, теневой театр; настольный театр игрушек, настольный театр картинок, перчаточный театр; магнитный театр);

Приоритетными в работе были наглядные и практические методы, позволяющие затронуть душу ребенка, сформировать у детей представления о мудрых истинах, о богатстве и многообразии культуры русского народа.

Материалы и оборудование: сборники сказок А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам; репродукции картин, рисунков; литературный материал, иллюстрации, пазл, аудиокассеты, материалы для продуктивной деятельности, магнитофон, игры по сказкам.

Формы:

- Беседы;

- Чтение художественной литературы;

-Рассматривание иллюстраций изображений А. С. Пушкина (автопортреты, картины, памятники);

- Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина;

-Создание выставок;

- Дидактические игры (приложение 1);

- Продуктивная деятельность;

- Просмотр мультфильмов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В реализации проекта приняли участие: дети старшей группы и их родители. Метод проектной деятельности позволил нам, педагогам разнообразить образовательный процесс, сделать его увлекательным и интересным. А также сконцетрировать материал и повысить уровень собственной компетентности по выделенной проблеме и, что немаловажно, вывести на новый этап взаимоотношения с родителями, как активными участниками образовательного процесса.

Были получены следующие результаты: с восторгом были прочитаны сказки великого поэта: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Воспитанники и их родители познакомились с историей жизни и творчеством великого соотечественника. Возросло желание продолжить чтение других произведений А. С. Пушкина - не только сказок, но и стихов. Был проведён конкурс детских рисунков по сказкам А. С. Пушкина. Родители и дети смастерили героев сказок: рыбку, белочку. В группе организована библиотека: книги стихи и сказки А. С. Пушкина, которая постоянно пополняется. Расширилось представление детей о народном искусстве, фольклоре, музыке. Итогом всей работы над проектом можно считать:

1) Выпуск книги – альбома «Что за прелесть эти сказки!» с рисунками детей к сказкам А. С. Пушкина;

2) Презентация проекта «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»;

3) Литературная викторина

«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

ВЫВОДЫ.

Результаты нашей работы показали, что сказки в жизни ребёнка занимают важное место. У нас получилось заинтересовать сказочной жизнью не только детей, но и их родителей. Сказка вернулась в дом, в семью, в жизнь. Надеемся, что заложенные сказкой в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты будут определять жизненный путь дошкольников, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сотрудничество с семьями воспитанников по данному направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную

Все дети группы познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Султане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке». Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта.

Произведения Пушкина дают дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка: лаконичный, точный, легкий.

«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Он так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – нелегкая и не веселая. Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер» А. А. Блок.

Публикации по теме:

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Сценарий развлечения для родителей и детей подготовительного дошкольного возраста. Брейн-ринг «Удивительный мир сказок» Ведущий: О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются.

Фотоотчет о проведении викторины «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о проведении викторины «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста 6 июня знаменательная дата – день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Знакомиться с творчеством поэта начинают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Путешествие в удивительный мир сказок А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 марта 2025 в 22:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность «Путешествие в удивительный мир сказок А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петровна (УИ 492262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД