Ирина Корбукова
Интегрированный урок по слушанию музыки «Форма рондо» в ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
по слушанию музыки
«ФОРМА РОНДО»
подготовила
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Корбукова Ирина Анатольевна
2018
Интегрированный урок по слушанию музыки. ФОРМА РОНДО».
Цель урока : получить представление о форме рондо и ее использовании в различных видах искусства.
Задачи:
Развивающие:
Публикация «Интегрированный урок по слушанию музыки „Форма рондо“ в ДШИ» размещена в разделах
1. Формировать умение работать со схемами;
2. Развивать навык сопоставления;
3. Научить выделять главное в поиске примеров формы рондо в различных видах искусства
Образовательные:
1. Дать представление о форме рондо;
2. Рассмотреть понятия рефрена и эпизода;
3. Познакомить со схемой рондо;
4. Обобщене знаний, полученных при изучении нового материала с привлечением интерактивных методов обучения как фактора повышения мотивации учащихся;
5. Проследить, каким образом воплощена форма рондо в других видах искусства
Воспитательные:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
2. Реализация творческого потенциала.
Тип урока : получение новых знаний.
Прогнозируемые результаты:
1. Дети получат представление о музыкальной форме рондо;
2. Научатся работать со схемами;
3. Смогут, анализируя,искать примеры аналогичной формы в других видах искусства;
4. Смогут сочинять пьесы в форме рондо. ;
Материалы и оборудование: ноутбук, фортепиано, карточки для схем, клавиры Сонат Гайдна, распечатанные фрагменты стихотворения, карандаши, бумага.
Ход урока
1. 1. Повторение пройденного материала.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы познакомились с простыми формами и одной сложной. Перечислите их (период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная, вариации). А теперь давайте составим эти формы из ваших сочиненных периодов.
Дети: ученики поочередно проигрывают свои сочинения и выкладывают схему данной формы из заготовленных карточек.
2. Объяснение нового материала.
Принцип повторности лежит в основе ещё одной музыкальной формы – рондо. Во Франции в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод». В рондо есть наиболее важная тема – рефрен. Она повторяется не менее 3 раз раз, чередуясь с новыми темами – эпизодами. Почему не менее 3 раз? Какая форма тогда получится? (трехчастная). Рефрен является носителем основного образа С него начинается и им заканчивается форма. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы замкнутый круг.
Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь ещё в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта 19 века Пьера Беранже.
«Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд,
И флейты, и фагот!
Старик-король, укрывшись в башне-келье,-
О нём нам страшно и шепнуть,-
Решил на наше скромное веселье
Сегодня издали взглянуть.
Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд,
И флейты, и фагот!
Народ поёт, смеётся, веселится…
Король чурается людей.
Вельмож, народа, бога он боится,
Наследника-всего сильней.
Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд,
И флейты, и фагот!
Давайте то, что повторяется в этом отрывке, обозначим буквой А, а то, что изменяется - В и С (читается ещё раз стихотворение). Выкладываем буквы с карточками. Получилась схема формы рондо :
А В А С А
А теперь давайте вспомним содержание сказки Колобок. А потом попробуем составить схему этой сказки, из начальных букв персонажей. колобок – К, заяц – З, волк – В, медведь – М, лиса – Л. Напишите полученную схему в тетради. Проверяем и исправляем ошибки. Вспоминается последовательность событий, о которых повествуется в сказке.
К З К В К М К ЛК
Обратите внимание на схему, которая у нас в результате получилась. Что вы можете о ней сказать?
Дети: Все буквы меняются, а»К» повторяется несколько раз, чередуясь с другими.
Преподаватель: Правильно! C колобка действие началось, колобком действие и закончилось. Получается замкнутый круг, а «круг» в переводе на французский язык.? (рондо).
И если бы персонажи пели песенки, то вы бы услышали, что песенка Колобка повторяется. Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. ( Записать определение: Рондо – это форма, основанная на чередовании основной темы- рефрена с другими темами - эпизодами).
В такой форме написана 3 часть «Сонаты Ре мажор» и 3 часть «Сонаты Ми минор» Й. Гайдна. Откройте клавиры. Давайте послушаем их (звучат 3 части сонат)и составим схемы. Сколько частей у нас получилось?»
Дети:отвечают, а затем выгладывают схемы из карточек.
Форма рондо широко используется не только в инструментальной, но и в вокальной музыке. Например, рондо Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над своим соперником и думать не может ни о чём другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!» (звучит рондо Фарлафа). Именно эти слова являются рефреном. Почему?»
Дети :отвечают.
Преподаватель: А теперь давайте сочиним свою форму рондо. Мой период будет рефреном, а ваши-эпизодами. Каждый исполняет на фортепиано свой сочиненный период. И сразу же составляем схему формы. Сколько частей у нас получится?
Дети: играют по очереди свои периоды и затем выгладывают схему из карточек.
Преподаватель: Молодцы, ребята. Сколько частей у нас получилось?
Дети: отвечают.
Преподаватель: Правильно. Справились с заданием.
3. Закрепление нового материала
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1) Какая тема является носителем основного образа?
2) Назовите схему формы рондо.
3) Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?
4) Как называется темы, которые чередуются с главной?
5) Наименьшее количество повторов и почему?
6) С какой формой можно сравнить форму рондо? (с трехчастной и куплетной).В чем отличие?
4. Оценивание
-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием
5. Домашнее задание:
сочинить пьесу в форме рондо, можно с использованием знакомых мелодий. Составить схему и записать.
Подведение итогов урока. В первый год обучения музыкальной литературе делается акцент на роль элементов музыкальной речи и музыкальные формы в создании музыкального образа. Главная цель обучения – привить любовь к классической музыке, научить е понимать, правильно слушать, анализировать, говорить о музыке словами. Урок получился интересный и насыщенный. Классическая музыка чередовалась с стихотворениями, сказками и сочинениями. Учащиеся работали активно, с желанием, проявляли инициативу и любопытство.
Список литературы
.
1. Книга о музыке. Популярные очерки. Сост: Головинский Г., Ройтерштейн. - М., 1988.
2. Михеева Л. Музыкальный словарь в картинках. - М., 1988.
3. Музыка. Книга для шестого класса. Сост. Алиев Ю., Гембицкая Е., Левандовская Л. - М., 1986.
4. Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран. - М., 1986.
5. Рыцарева М. Г. Музыка и я. /Популярная энциклопедия для детей. М., 1998.