Приложение МААМ

Конспект занятия по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы»

Абрамова Елена
Конспект занятия по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы»
▼ Скачать + Заказать документы

ОСЕНЬ

Ц е л и : познакомить детей с особенностями осеннего периода в природе; помочь увидеть в осенних природных явлениях знакомые стихии: ВОДУ, ЗЕМЛЮ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ; воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность.

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Собирайся, детвора,

Путешествовать пора!

II. Основная часть занятия.

1. В в о д н а я ч а с т ь.

Ребенок читает стихотворение.

Ветерок с березкой шепчется,

Темочки:

На траве блестит роса.

Нам с тобой земля-волшебница

Снова дарит чудеса.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

П. Синявский

В о с п и т а т е л ь. Сегодня у нас с Вами необычное занятие. Почему? Потому что, мы отправляемся в музей – музей природы.

– Что такое музей? (Место, где хранятся какие-то очень важные вещи, предметы.)

– Как вы думаете, что хранится в музее природы? (Чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды.)

– Всем ли будет интересно в музее природы? Каждый ли сможет удивиться богатству этого музея? (Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.)

Кажется, что в нашей группе все ребята именно такие, и значит – в дорогу!

2. О с е н н и й в о з д у х.

В о с п и т а т е л ь. Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете.

Каждое время года украшает ее своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.

Узнавать природу и любоваться ею – очень сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного за-

ла – природы Осени.

– Какие осенние месяцы вы знаете?

Послушайте стихотворение, посвященное осенним месяцам, и догадайтесь, о каком из них идет речь в каждом четверостишии.

Сентябрь

Пусто в домике стрижа –

Улетел, бедовый,

И, как зонтик у ежа,

Желтый лист кленовый.

В. Степанов

Октябрь

Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил бурундучок

О прошедшем лете.

В. Степанов

Ноябрь

В инее ложбина,

В огоньках рябина.

Дятел клювом бьет –

Зиму в гости ждет.

В. Степанов

– Молодцы, с заданием справились и назвали все осенние месяцы. А теперь давайте помолчим и прислушаемся к Осени.

– Какие звуки вы слышите? Чем наполнен осенний воздух? (Учащиеся называют звуки, характерные для осенней природы : шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя.)

Если это задание вызывает трудности, воспитатель может немного упростить его: детям зачитываются отрывки стихотворений об осени, прослушав которые, ребята называют изображенные звуки.

1) Золотая и немая,

Затаилась тишина.

Песням спрятанным внимая,

Я иду, как в чарах сна.

Листья тихо улетают

С засыхающих ветвей

И на землю оседают,

Красотой пленя своей.

Н. Минский

Дети должны услышать: тишину, шелест листьев в воздухе, тихие «спрятанные» песни.

2) Листопад

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голый будет сад.

Дети должны услышать: шорох, шуршание листьев под ногами.

3) Ласточка

Мой сад с каждым днем увядает:

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу –

Пусто гнездо над окном:

В нем ласточек речи не слышу,

Солома обветрилась в нем…

К уже услышанным осенним звукам прибавляется «поздний кузнечиков треск».

В о с п и т а т е л ь. Молодцы, ребята. Все осенние звуки услышали.

А кто может объяснить: почему гнездо ласточек опустело? (Ласточки улетели.)

– Почему же ласточкам пришлось покинуть такую красивую осеннюю землю? (Улетели в теплые края.)

– Какими словами можно еще охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, туманный, зябкий.)

В о с п и т а т е л ь. Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали – совсем холодно стало. Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.

Ребенок. Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

Физкультминутка

Упражнение «Собери осенние листья».

Дует, дует ветер,

(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачивание туловищем вправо-влево.)

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки,

(Движение руками сверху вниз.)

И бегут по листьям

Маленькие ножки.

(Легкий бег на месте.)

Мы с тобой гулять пойдем

(Шаг на месте.)

И листочки соберем.

(Присаживаются, наклоняются, «собирая» листочки.)

3. О с е н н я я з е м л я.

Воспитатель. Согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали. Вон их сколько в музее природы собрано.

– Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (Дети высказываются по заданной теме.)

4. И г р а «От какого дерева веточка?».

Описание. Педагог показывает ветку от какого-либо дерева, а дети должны показать листья, принадлежащие данному дереву, и назвать его. Если дети допускают ошибки в ответах, воспитатель объясняет различия в форме, строении и принадлежности листьев.

После демонстрации ветвей (листочков) лиственных пород воспитатель показывает детям ветвь сосны или ели.

– Чем эти растения отличаются от всех остальных? (Зеленые круглый год.)

Это очень интересный экспонат музея природы. Сейчас лишь проверим, хорошо ли вы знакомы с этими породами.

– Умеете ли вы различать ель и сосну по веткам? Какую веточку я подняла? А это веточка чья? (По очереди показывает ветки сосны и ели.)

– Посмотрите и ответьте, какая шишка у меня в правой руке, а какая – в левой. (Дети называют, но в большинстве случаев обнаруживается, что не все успешно справляются с этим заданием.)

Видите, вы еще не умеете безошибочно отличить ель от сосны по веточкам и шишкам. Сегодня мы с вами научимся это делать.

5. С р а в н е н и е ели и сосны по листочкам (хвоинкам) и шишкам.

По предложению воспитателя дети внимательно рассматривают листочки (хвоинки) ели и сосны и сравнивают их.

Вопросы и задания:

• Одинаковой ли длины листочки (хвоинки) ели и сосны? Если не одинаковой, то у какого из этих двух деревьев хвоинки длиннее, у какого – короче?

• Какие эти листочки по форме? (У ели – четырехгранные остроконечные листочки; у сосны – с одной стороны выпуклые, а с другой – плоские.)

• Помните листочки пальцами и понюхайте. Какие из них более жесткие?

• Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленого; у сосны намного светлее, чем у ели.)

• Как расположены листочки на ветке? (У ели – поодиночке, у сосны – попарно.)

• Сравните шишки по длине и толщине. (У ели шишка длиннее и тоньше, чем у сосны.)

• Какого они цвета? (Коричневые и бурые.)

6. О с е н н я я в о д а.

Воспитатель читает стихотворение.

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиков

– Кто может сказать, какая же осенью вода в реке, в озере? Хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (Холодная, серая, неприветливая, зябкая.)

– Только ли в речке и озере мы можем увидеть воду осенью?

Послушайте стихотворение, может быть, в нем вы найдете ответ.

Кружатся листочки,

Дождик моросит,

А вдали рябина

Пурпуром горит.

Капнет в лужу капля,

Вот и брызг фонтан,

Липа уронила

Желтый сарафан,

Листьями укрыты

Белые грибы.

Дождиком облиты,

Будут ждать зимы.

Анна Бордей

– Кто услышал, в каком же виде встречается нам осенью вода? (В виде дождя.)

– Что нам нужно, если вдруг пойдет дождь?

Найдите ответ в стихотворении:

Осенью идут дожди,

Доставай скорей зонты…

Зонтики цветные,

Красивые такие!

В руки зонтики возьмем,

Под дождем гулять пойдем!

(Дети отвечают, что во время дождя нужен зонтик.)

В о с п и т а т е л ь. Да, под зонтиком нам не страшен никакой, даже самый сильный осенний дождик. Хотя в музее природы любая погода хороша. И наша экскурсия в этот музей подходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь.)

• Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья деревьев создают ощущение, что лес весь светится, горит.)

III. Творческая работа.

В о с п и т а т е л ь. В каждом музее есть книги отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, что не понравилось.

Предлагаю вам тоже оставить такую запись. Только выполните вы ее при помощи красок и своих ладошек.

Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного осеннего леса.

(Детям предлагается лист ватмана, на котором будет создана коллективная картина. Ребята обмакивают ладошки в разные краски и оставляют отпечатки на бумаге. Задача воспитателя состоит в том, чтобы все используемые цвета были объяснены. В итоге получается картина красок осени.)

IV. Заключительная часть.

В о с п и т а т е л ь. Вот и подошла к концу наша экскурсия в музей природы. Мы познакомились с экспонатами осеннего зала, оставили свой отзыв об этой экскурсии.

Что ж, дорогие ребята, до новых встреч в музее природы.

Публикации по теме:

Конспект ООД «Домашние питомцы» по природному миру в подготовительной группе Тема"Домашние питомцы". Цели. -создать ситуацию развития в процессе закрепления знаний детей о домашних питомцах; Задачи. -обеспечить условия.

Конспект ООД по природному миру «Наши бабушки и мамы» в подготовительной группе Тема. "Наши бабушки и мамы. Цель. -закрепить знания о труде мамы дома и на работе; -воспитывать чувства любви,уважения и заботы о женщинах.

Конспект ООД по природному миру «Электроприборы» в подготовительной группе Тема"Электроприборы". Задачи. -уточнять,систематизировать и расширять знания и представления детей о электроприборах,их значением в жизни.

Конспект занятия по природному миру «Природная кладовая» в подготовительной группеКонспект занятия по природному миру «Природная кладовая» в подготовительной группе Цель: закреплять знания детей о растительной и животной среде нашего края. Задачи: 1. Обучающие: Обобщать и выявить знания детей об окружающем.

Конспект занятия по природному миру «Наблюдение за кошкой» ПРОГРАММНОЕ СОДЕЖАНИЕ: Учить составлять короткий рассказ о кошке. Формировать представление о внешнем виде кошки, о некоторых повадках.

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе «Строение веществ» Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе «Воздух и его свойства» .

Конспект занятия природному миру и конструированию «Новогоднее путешествие» Программное содержание: Формировать у детей познавательный интерес к природе. Продолжать знакомить детей с лесом, с жизнью лесных растений.

«Путешествие по городу Саранску». Конспект итогового занятия по социальному миру с детьми подготовительной к школе группы«Путешествие по городу Саранску». Конспект итогового занятия по социальному миру с детьми подготовительной к школе группы Программное содержание: • Закрепить знания о своём городе и его достопримечательностях, умение различать символику страны, Республики.

Конспект занятия по природному миру «Одежда березы» Цель: закрепить и обобщить знания детей о назначении коры деревьев. Познакомить с верхним слоем коры березы- берестой. Внешним видом, строением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 22:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы»» (включая файлы) размещена пользователем Абрамова Елена (УИ 1335336) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД