Наталья Сараева
Конспект занятия по природному миру «Природная кладовая» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания детей о растительной и животной среде нашего края.
Задачи:
1. Обучающие:
Обобщать и выявить знания детей об окружающем мире родного края.
Способствовать выработке потребности в общении с природой.
2. Развивающие:
Развивать мышление, внимание, способность к умозаключению, речь.
Активизировать словарь ключевыми словами: планета Земля, беречь и охранять природу, природная кладовая, гармония и порядок, сокровище.
3. Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по природному миру „Природная кладовая“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Воспитывать ответственное и бережное отношение к природным богатствам, милосердие.
Предварительная работа: беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание «Красной книги».
Методы и приё мы: наглядный, словесный, вопрос- ответ, использование художественной литературы, дидактические игры «Угадай по описанию», «Что будет если?» «Живая и неживая природа»(игра с мячом) «Что я знаю о деревьях»
«Продолжите предложение…»
Материалы и оборудование: картинки- слайды, иллюстрации птиц -
(ласточка, воробей, дятел, ворона и др) животных - (лиса, белка, ёж, медведь и др) деревьев (берёза, осина, ель, ива и др.) иллюстрации лесных кормушек для животных и птиц; ларец сокровищ, музыка из серии «Звуки природы», магнитофон, мяч.
Методические приё мы:
1. Вводная часть- 7минут
а) организационный момент (эмоциональный настрой)
б) чтение стихотворения «Наша планета Земля»
в) словесная дидактическая игра «Живая и неживая природа»
2. Основная часть- 20 минут
а) беседа о деревьях
б) словесная игра «Что я знаю о деревьях?»
в) беседа о животных
г) физическая минутка
д) беседа о птицах
е) дидактическая игра «Что будет если?»
ж) чтение стихотворения М. Романовой «Эту истину знают от роду…»
3. Заключительная часть- 3 минуты
Подвести итог занятия, словесная игра «Продолжите предложение…»
Ход занятия:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Начинаем заниматься
Весь урок будем стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
Воспитатель: - Дети, вы уже знаете, что природа имеет огромное значение в жизни каждого человека. Мы с вами живём в очень красивом месте, природа нашего края очень красива и разнообразна. Наш край – это природная кладовая. А теперь послушайте стихотворение:
Наша планета земля
Очень богата и щедра.
Горы, леса, степи, поля-
Дом наш родимый, ребята!
-Скажите мне, в какой стране мы живём? (Мы живём в России)
-А как называется наша - республика? (Мордовия)
-А как называется город, в котором мы с вами живём? (Город Саранск)
-Очень хорошо, молодцы! Один замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни».
-Ребята, как вы думаете, о каких сокровищах говорил М. Пришвин
(рассуждения детей)
-Конечно, это растения, животные, птицы, которые живут рядом с нами на нашей земле. Их множество и они все разные. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному краю, чтобы собрать все сокровища вот в этот удивительный ларец. Согласны (Да)
А сначала мы с вами поиграем в игру:
«Живая и неживая природа»(игра с мячом)
Неживая природа – вода, воздух, почва, песок, камень, глина, небесные тела-звёзды, солнце, луна…
Живая природа- люди, животные, птицы, насекомые, рыбы…
В чём же отличия, давайте вспомним и назовём. (ответы детей)
-Молодцы! А теперь мы отправляемся в путешествие, закрывайте глаза, и сосчитайте до пяти.
Воспитатель включает тихую музыку «Звуки природы»…
-Ну вот, мы с вами оказались в лесу, посмотрите, как он красив!
Что мы видим в лесу? (Деревья)
Как можно узнать деревья? (по коре и веткам)
Мы с вами наблюдали за ними в разное время года, а какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра:
«Что я знаю о деревьях?»
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
* Плод, какого дерева называется жёлудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
* У какого дерева листья умеют «дрожать»(осина)
* Из плодов какого дерева, можно сделать алые бусы (рябина)
- Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья (ответы детей)
Вот мы с вами и нашли первое сокровище, которое положим в наш ларец- это Деревья.
Итак, мы отправляемся дальше и попадаем на лесную полянку.
-А знаете ли вы животных, которые живут в лесу? (Да)
И снова игра:
«Угадай по описанию»
*Маленький, трусливый, длинноухий (заяц)
Какой окраски шубка зайца летом и зимой? Почему?
*Рыжая, хитрая, длиннохвостая (лиса)
Чем питается лиса зимой? (ловит полевых мышей)
*Маленький, серый, колючий, шустрый(ёж)
Что делает зимой ёж? (спит)
* Огромный, рогатый, длинноногий (лось)
Водится ли в наших лесах лось? (да)
* Маленькая, рыженькая, прыгучая (белка)
Как белка готовится к зиме ( делает запасы: орешки, грибы и шишки)
*Серый, злой, голодный (волк)
Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)
Молодцы! А как вы думаете легко ли зимой зверям найти пищу в лесу? Почему (ответы детей)
А чем может помочь человек (построить кормушку)
Для каких зверей нужна кормушка? (лосей, косуль и зубров)
Показываются картинки- слайды, где человек подкармливает животных.
- Вот и второе сокровище для нашего ларца, конечно, это звери. Давайте будем беречь и помогать им!
Физкультминутка
Застучали ножки (Топаем ногами)
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз.
Будет весело у нас (хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей,
(кулачком по ладошке)
Только ручки не жалей.
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком!
(кружимся)
-Прислушайтесь, что вы слышите? (Воспитатель включает запись с пением птиц)
Каких птиц вы услышали (дятел, кукушка, соловей)
Все ли птицы живут в лесу (Нет) - А каких птиц вы знаете, которые живут рядом с человеком? (голуби, воробьи, ласточки)
Все ли птицы остаются зимовать (нет, некоторые улетают на юг)
Как называют таких птиц? (перелётные)
А почему они улетают? (птицы питаются насекомыми, а осенью и зимой их нет)
А каких перелётных птиц вы знаете? (гуси, лебеди, журавли, ласточки, чайки, грачи)
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает картинки с птицами.
А как называются птицы, которые остаются на зиму (зимующие)
Чем они питаются (ягодами рябины, семечками, крошками хлеба)
Как можно о птичках позаботиться зимой? (сделать кормушки добавлять в них корм для птиц).
Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синички, вороны)
Ребятки, вот и третье наше сокровище – это Птицы, которое мы тоже положим в наш ларец. Положим их в сокровищницу? (да)
Чтобы сохранить природу, птиц и зверей необходимо бережно к ним относиться. Давайте мы вспомним с вами правила поведения в лесу.
Все вместе повторяем правила – не шумим, не разоряем гнёзда, не топчем цветы, ягоды, не разрушаем муравейники, не сорим и не разводим костры)
Вот и подошло к концу наше с вами лесное путешествие. Давайте закроем глаза и посчитаем до пяти. Вот мы снова в группе.
-Ребята, наш ларец наполнен сокровищами из леса, но в наших краях есть и другие места – это луга, реки, поля. Мы будем с вами путешествовать по ним и набирать сокровища снова. Вы согласны (да)
А сегодня наше путешествие подошло к концу, мы с вами погуляли по лесу и не нарушили тишины и гармонии. Пусть мир, в котором мы живём, остаётся голубым и зелёным.
А теперь послушайте стихотворение
М. Романовой:
Эту истину знают от роду
И её никогда не таю,
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить.
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!
Продолжите мои предложения, которые начинаются так:
*Я узнал на занятии….
*Я удивился….
*Я запомнил….