Приложение МААМ

Конспект урока русской литературы в 4 классе «Е. Пермяк «Сказ про газ»

Людмила Лавриненко
Конспект урока русской литературы в 4 классе «Е. Пермяк «Сказ про газ»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Е. Пермяк «Сказ про газ» (глава «О принце в голубой короне»).

Цель: накопление представления учащихся о научно-познавательных произведениях.

Задачи: 1) развивать читательские умения ориентироваться в содержании и находить ответы на вопросы к тексту; извлекать познавательные сведения из текста; определять характерные черты героев, выражать оценочные суждения о героях; определять главную мысль сказки.

2) развивать интонационные умения выразительного чтения по ролям;

3) воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, дружелюбие, доброту.

Оборудование: учебник, презентация, карточки, материал к рефлексии

ХОД УРОКА

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко

светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Речевая разминка

Батискаф.

Абдульмахмуд Рахимов

Мы с Володькой книжный шкаф превратили в батискаф.

Пропилили в стенках люки,

В каждой по четыре штуки. Навигатор папин взяли,

Чтоб на дне не заплутали. И конечно две двустволки

- В море есть "морские волки. "

* Есть акулы, барракуда,

Кит огромный - ЧУДО-ЮДО.

Надеваем ласты, маски,

Потеплее водолазки. И теперь мы с братом Вовой, к погружению готовы.

Жаль, но мы не погрузились. Папа с мамой возвратились!

Проверка домашнего задания

-Какой аппарат дети сделали из шкафа?

-Кто из писателей познакомил нас с этим аппаратом?

-Расскажите, как устроен аппарат?

-Прочитайте, кого мы можем встретить в верхних слоях воды?

-Расскажите, какие обитатели населяют глубины в двухстах метрах от поверхности?

-Прочитайте, что происходит на самых нижних этажах океана?

Сообщение темы и целей урока

- Человеку были интересны не только подводные глубины, но он хотел познать то, что спрятано в глубине земли.

Расшифруйте слова и прочитайте автора и название произведения в котором будет об этом говориться.

ЕРМЯПК ИНЕГЕВЙ КСЗА ОРП ЗГА

Сегодня мы познакомимся с писателем Е. Пермяком и главой из книги «Сказ про газ»

Знакомство с биографией писателя.

Просмотр презентации.

1слайд.  Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году на Урале. Там он прожил более 30 лет. Трудовой городок Воткинск, его заводы познакомили маленького Женю с жизнью простых рабочих

2 слайд. Настоящая его фамилия Виссов. Но занявшись литературой он взял себе псевдоним. Псевдоним –это такое литературное прозвище, которым автор заменяет свое настоящее имя. Евгений Андреевич выбрал себе псевдоним по названию города Пермь, где он родился.

3 слайд.  В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Виссов освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное.

4 слайд.  Большинство произведений Евгения Пермяка посвящены теме труда или связаны с ним. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

Демонстрация книг Е. Пермяка, имеющихся в школьной библиотеке.  Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он создал особый тип «познавательной сказки». Достаточно прочитать одни названия сказок, чтобы понять, о чём хочет рассказать он своим читателям: «Как Огонь Воду замуж взял», «Как самовар запрягли», «Кто мелет муку», «Быль-небыль про Железную гору», «Притча про сталь и чугун», «Сказка о большом колоколе», «Болтливая молния».

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы можно найти ответы в его сказках.

Евгений Андреевич Пермяк умер в 1982 году. Велик и поучителен итог его 80-летней жизни. Его книги широко известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира, они переведены на многие языки.

2. Вопросы по содержанию презентации.

- Где родился писатель?

- В каком городе прошло детство Е. Пермяка?

- Пермяк – это настоящая фамилия писателя?

- Какие ремесла освоил писатель, когда учился в гимназии?

- Какой теме посвящены почти все сказки писателя?

С каким произведением мы познакомимся на уроке?

- Как вы думаете, о чём будет говориться в этом произведении?

- Что такое газ?

-Какие виды топлива вам еще известны?

-Какие из них используются в нашей стране?

- Давайте вспомним места где, добывается уголь, нефть, газ? (карта)

-Как вы думаете, какое из этих видов топлива начал человек использовать раньше других?

-А какой из них является самым «молодым»?

- Интересно, что книга вовсе не про газ…вернее, не только про газ! Она посвящена тому, как человеку удалось приручить огонь и открыть разные виды топлива.

-А начинает Е. Пермяк своё произведение с присказки. А в каком жанре есть присказка?

-Какие ещё признаки этого жанра есть в этом произведении, вы скажите, послушав его.

Работа над произведением

Словарная работа

Поленница Топка Зазнайство Самовлюблённость Спесивость

-В каком словаре мы будем искать значение этих слов?

Первичное чтение (только присказки)

Проверка первичного восприятия

-Какие признаки сказки определили в данном произведении?

-Какие особенности именно этой сказки?

-Это не просто сказка, а познавательная. О каких видах топлива она даёт нам знания?

Повторное чтение. Анализ произведения

-Как жил человек в давние времена?

-Как всё окружающее к нему относилось?

-Кто для человека был самым страшным и непонятным врагом?

-Какие отношения сложились со временем у Человека с Огнём?

-Как Человек благодарил Огонь?

-Кого обидел Человек, прославляя Огонь?

-Почему на кухне начался скандал?

-Как поленья отреагировали на то, что повара хвалили Огонь?

-Какие заслуги перечисляли дрова?

-Какие источники тепла, которые не походили на дрова, открыл ещё человек?

-Что задумали Дрова?

-А кто знает, почему Осиновые Дрова являются самыми коварными?

-Как вы думаете, почему неодушевленные предметы написаны с большой буквы?

Физкультминутка «Топаем, хлопаем»

Правила: если дети поступают правильно- хлопать, если не правильно -топать.

Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя. (хлопают)

Спички весело горят, буду с ними я играть. (топают)

Рома убежал за дом, там играет он с огнем. (топают)

Он опасен, Маша знает, утюг больше не включает. (хлопают)

Вика с Лерою играют, на печи газ зажигают. (топают)

Все теперь ребята знают, что с огнем играть нельзя? (да)

-А как вы думаете, кого из источников топлива мы можем назвать «принцем в голубой короне»?

(если дети не смогут ответить, показать картинку газовой плиты с голубыми язычками пламени)

-Что вы знаете об этом голубом топливе?

-А познакомит нас с этим топливом герой мультфильма Газзи. Он инопланетянин. Его родина-планета Метанор, которая находится в соседней Галактике, за миллионы километров от Земли. Газзи путешествовал, но у него неожиданно закончилось топливо и чтобы заправиться, он приземлился к нам на планету. Здесь он познакомился со школьником Витькой. Сейчас мы с ними отправимся в путешествие во времени…

(просмотр мультфильма, до правил безопасности с газом)

Выборочное чтение. Отработка выразительного чтения

-Мы сказали, что это не простая сказка, а познавательная. Она даёт нам научные знания. Найдите и зачитайте из сказки познавательные сведения?

-Найдите и зачитайте свойства, которыми обладает Газ?

-Какие герои сказки показаны не с лучшей стороны?

-Давайте дадим им характеристику.

-Кто из героев вам показался умным и рассудительным? Почему?

-Найдите и зачитайте отрывок из сказки, в котором об этом говорится?

-Мы знаем из жизни, а также прочитали в сказке Е. Пермяка об удивительных и полезных свойствах Газа, но в каких случаях Газ может принести вреди и даже беду (дети называют)

-А вот сейчас мы продолжим смотреть мультфильм, в котором Газзи нам расскажет о правилах безопасности при использовании Газа?

(просмотр мультфильма да конца)

-Кто услышал неправильные сведения от Газзи?

-Какие правила вы запомнили?

Закрепление изученного

Проверочный тест

Подведение итогов.

Ребята, о каких видах топлива мы говорили?

-Кто познакомил нас с ними через познавательную сказку?

-Чему учит нас эта сказка?

-Эта сказка учит нас жить дружно, без зависти и зазнайства и приносить пользу людям.

Рефлексия

-Только в добрых сердцах горит огонь любви и добра. Если вы хотите подарить этот огонь всем своим друзьям, прикрепите маленькие сердечки на доску, как символ дружбы и заботы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русской литературы в 4 классе «Е. Пермяк «Сказ про газ»
Опубликовано: 26 января 2025 в 20:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русской литературы в 4 классе «Е. Пермяк «Сказ про газ»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лавриненко (УИ 3475953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД