Лариса Пеганова
Занятие «Волк и лиса-лесные хищники» (экологическое воспитание)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время : живут в лесу, питаются мясом других животных, которых добывают самостоятельно. Поэтому волк и лиса называются хищниками, их боятся все мелкие животные: зайцы, мыши, кроты, белки. Волк крупнее лисы, очень вынослив, может нападать на больших животных (оленя, лося). Зимой хищникам голодно, они подходят к жилищу человека, нападают на домашних животных. Зимой волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, а днем спят на снегу в чаще леса.
Публикация «Занятие „Волк и лиса-лесные хищники“ (экологическое воспитание)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лиса, лисица, лесная хищница
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи : чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость (могут по 2-3 дня голодать, долго выслеживать добычу); для них характерно особое поведение: лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы; волк может подолгу гнаться за добычей, у него длинные сильные ноги.
Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
Развивать память, речь детей.
Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.
Материалы к занятию. Игрушка (заяц, картины: «Лиса», «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога».
Примерный ход занятия
Часть 1. Вывешиваются картины о лисе. Воспитатель предлагает рассказать о ней по следующему плану: где живет, чем питается, как добывает пищу зимой. Один-два ребенка выходят, глядят на картины, составляют рассказ о лисе, который рассказывают игрушечному зайчику (держат его в руках, показывают ему картины). Воспитатель дополняет их, затем убирает картины.
Вывешивается картина о волке. Аналогично дети рассказывают о волке игрушечному зайчику.
Часть 2. Воспитатель демонстрирует первый «этаж» леса, уточняет представления детей о приспособительных особенностях зверей к хищному образу жизни. Задает вопросы: почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волк и лиса во время охоты? Почему волк может быстро и долго бегать?
Часть 3. Воспитатель показывает серые и рыжие «ноги». Поставив их рядом, спрашивает, какие длиннее (выше, предлагает выяснить, какие «ноги» быстрее могут бегать. Чертит на доске мелом две горизонтальные линии — это дорожки, отмечает их начало. Затем показывает детям, как «ноги» одинаково, шагают (раздвигает циркули на одинаковый угол, сравнивает путем наложения). Делает 5 шагов «ногами» на одной дорожке (каждый шаг отмечает штрихом, дети вслух считают). На второй дорожке рыжие «ноги» тоже делают 5 шагов. Воспитатель рассуждает с детьми :
• Сколько шагов сделали серые «ноги»?
• Сколько шагов сделали рыжие «ноги»?
• Одинаково, по пять. Посмотрите на дорожку, какие «ноги» ушли дальше? (Серые ушли дальше.)
• Подумайте и скажите, почему серые «ноги» ушли дальше? (Потому что у них длиннее шаги.)
• Почему серые «ноги» делают шаги большие, а рыжие поменьше? (Потому что они длиннее.)
• Значит, какие «ноги» могут быстрее бежать: серые или рыжие?
• Почему серые «ноги» быстрее бегают, чем рыжие? (Потому что они длиннее» рыжих.)
• Серые «ноги» чьи? (Волка.) А рыжие – чьи? (Лисы.) Кто из них быстрее бегает? (Волк.) Вот поэтому волк может быстро бегать. А долго он бегает потому, что ноги сильные. Что еще помогает волку и лисе поедать мясо, разгрызать кости? (Крепкие, острые зубы.)
Часть 4 (если остается время). Игра-соревнование между командой мальчиков и командой девочек «Кто больше назовет признаков отличия и сходства».
Вывешиваются две портретные картины волка и лисы. Сначала дети ищут и называют различия, затем сходстве. Воспитатель объясняет, что дети должны сравнивать животных на картинах и слушать друг друга. За каждый новый правильный ответ команда получает очко — палочка, начертанная мелом на доске. В конце игры подводится итог — подсчитываются очки. Команда победителей делает круг почета.
В конце занятия воспитатель обращается к игрушечному зайке: «Теперь ты знаешь о хищниках леса. Наверное, уже понял, как они опасны. Оставайся лучше в группе, с ребятами. Когда они пойдут в лес возьмут тебя с собой».