Получи документы

Экологическое воспитание дошкольника

Тавказахова Елена Алексеевна
Экологическое воспитание дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание дошкольника

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы; но и заботится о ней, охранять ее богатства

Публикация «Экологическое воспитание дошкольника» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников мы начали с работы с родителями. На первом родительском собрании в младшей группе мы поставили перед мамами и папами следующие задачи:

1. Приучать детей не рвать без необходимости цветы; не ломать кустарники, не портить деревья. (Ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы на общественных газонах и клумбах)

2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. Г>и необходимости оказывать им помощь.

3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека Учить замечать красоту окружающей природы

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии

В беседах с родителями мы учим их обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней Объясняем, что во время наблюдения расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. А ведь бывает так, как рассказала одна бабушка: «Мы идем с внуком домой и вое больше молчим или обсуждаем, что на ужин готовить будем, какую игрушку купить ему».

Мы, воспитатели, стараемся рассказывать детям в доступной форме обо всем, что их окружает, а для этого нужно многое знать.

В работе мы используем книгу Н Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Логические задачи автора дополняем по аналогии своими. Любят ребята рассказы Эдуарда Шима, в которых идет интересный разговор о растениях, нас окружающих, об отношении к ним. Много полезного материала можно найти в журналах «Юный натуралист», Наука и жизнь».

Помогают и самодельные альбомы «Птицы нашего края» (с описанием каждого вида, «Времена года» (стихи о природе, «Цветы» (к каждому цветку подобрано стихотворение или рассказ, «Загадки о природе» и т. д.

Наши дети городские, оно меньше, чем сельские, соприкасаются с природой. Так на вопрос «Кто нарисован на картинке?» четырехлетняя Наташа отвечает «Корова».

-А что дает корова?-спрашивает воспитатель.

-Молоко,-говорит девочка

-А ты живую корову видела?

-Живых коров не бывает, они только на картинках

-Как же неживая корова будет давать молоко?

Наташа задумаюсь. Более осведомленные ребята, у которых, к счастью, в деревне есть бабушки и дедушки, убеждали ее в том, что живые коровы бывают.

Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. С детьми подготовительной к школе группы мы ездили в деревню. Саша обратил внимание на стадо коров, которые паслись возле дороги. Невольно возникли беседа о том, чем питается корова Дети сделали вывод, что трава молодая, зеленая, сочная, коровы хорошо наедятся и поэтому дадут много молока

Если во время прогулок систематически наблюдать с детьми за насекомыми, птицами, то у них накопятся определенные знания в этой области.

В подготовительной группе под окном раздевальной комнаты несколько лет назад ласточки построили себе гнездо. Дети получили возможность наблюдать за их поведением со дня прилета и до самого отлета Повышенный интерес возник у ребят, когда появились птенцы Они были прожорливы, постоянно высовывались из гнезда и отчаянно кричали. Ласточки не успевали носить им корм. Однажды мы наблюдали, как пищу птенцам носила целая стая. Дети тоже попробовали помочь ласточкам. Они копали червяков и клали их на внешнюю часть подоконника Но помощь ласточки не приняли. Зато воробьи охотно клевали червяков.

Воробьиные гнезда находятся под крышей веранды Вылупившиеся, еще не оперившиеся птенцы часто вываливаются из гнезда и разбиваются. Как-то летом выпал уже оперившийся птенец. Прыгает по участку как воробьишко из сказки Горького, пытаясь крылышками махать, а подняться не может. А рядом чирикают обеспокоенные родители. Тогда мальчик взял воробья и посадил его на верхнюю рейку веранды. Воробьи подлетели к малышу с двух сторон, подхватили его с двух сторон и унесли в гнездо. И событие надолго осталось в памяти детей

Налги ребята ухаживают за птицами, которые содержатся в клетках У них вырабатываются не только трудовые навыки, но и нравственные черты характера Необходимо им объяснять, что птица, прожившая в клетке больше месяца, привыкает к людям, разучивается находить корм, теряет способность жить на свободе. Выпущенные на волю птицы делаются жертвами хищников или погибают от голода. Уяснив это, дети никогда не откроют клетку на улице, когда вынесут птиц на прогулку.

По-разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их Как же найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой - вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.

На участке с березы упала гусеница очень яркой расцветки Миша положил ее на ладонь и начал рассматривать. К нему' присоединились другие ребята Одни доказывали, что гусеница- вредитель, другие защищали ее, говорили, что из нее получится красивая бабочка Спорили долго, каждая сторона приводила свои доводы, и лишь Миша молчал, ему до слез было жаль гусеницу, которая преспокойно ползала у него по руке. «Ребята, как же можно такую красивую убивать? - наконец произнес он. И все ребята заулыбались. Воспитателю остаюсь только подтвердить правильность принятого решения

Ранней весной начинается нашествие на цветы мать-и-мачехи. Дети безжалостно вырывают их с корнями и бросают. Порой никакие запреты не помогают. Можно попробовать с детьми высаживать мать-и-мачеху в горшки, делать сбор листьев в лекарственных целях Если дети посадили цветы, то ходить по ним они не будут и другим не позволят. Привлекаем к посадке деревьев и кустарников родителей. Стараемся, чтобы каждый кустик был посажен вместе с детьми.

Хочется вспомнить слова R Белинского: «Животное, родившееся от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом, и чем угодно». Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети. Естественно, воспитатели хотят, чтобы ребята любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться всем нам совместными усилиями.

Интересен и еще один прием, заставляющий внимательно смотреть на предмет: предложить ребенку самому исследовать объект и получить нужные результаты, т. е. сделать для себя «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений. Этот процесс может протекать по-разному.

1 вариант. Дети видят набухшую почку и отмечают, что по сравнению с зимой почки стали толще. Воспитатель сообщает : «Почки набухли, через некоторое время они лопнут и появятся маленькие листочки, которые затем распустятся».

2 вариант. Воспитатель не рассказывает, что будет дальше с почками, а предлагает понаблюдать за их изменением каждый день, а затем рассказать об этом группе.

При организации изучения природы, описанной во втором варианте, ребенок как бы сам «открывает» процесс и, чтобы сделать открытие, вынужден внимательно всматриваться в предмет.

Для формирования умения видеть очень важно поддерживать интерес к наблюдениям. Это способствует более быстрому запечатлению образов наблюдаемых объектов, стимулирует активно-творческую деятельность. Одним из важнейших путей поддержания интереса является использование образов и объектов на занятиях по развитию речи, труду, изобразительному искусству и даже счету.

Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда воспитатель не только фиксирует то, что дети услышали или увидели, а пытается помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Например, осенью дети наблюдают образование льда Одновременно они наблюдают за температурой воздуха Полезно сопоставить эти два явления и помочь детям установить связь между температурой воздуха и образованием льда на водоемах. Аналогично можно помочь выявить связь между облачностью и осадками (осадки выпадают только в том случае, когда есть облака, температурой воздуха и видом осадков (дождь, снег).

Таким образом, результативность процесса наблюдения во многом зависит от его тщательности, которая достигается путем применения некоторых дидактических приемов.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников Мало кто осознаёт, насколько важно поддерживать чистоту в городе, заботиться о природе. Как можно научить ребёнка не на словах, а на деле.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта Иркутская область, Куйтунский район, село Каразей Составила: воспитатель Черкасова Ольга Владимировна МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка».

Анкета для родителей «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника» 1. Понимаете ли Вы значимость экологического воспитания? 2. Есть ли у Вас дома домашние животные? 3. Приучаете ли Вы ребенка ухаживать за животным?.

Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание» Актуальность проблемы. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно, в той или иной форме соприкасаются с.

Экологическое воспитание дошкольника Экологическое воспитание дошкольника. С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще.

Экологическое воспитание дошкольников Жизненный путь человека с самого начала немыслим вне мира живого. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью.

Экологическое воспитание дошкольников Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны.

Экологическое воспитание дошкольников "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". (М. Пришвин).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольника
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 22:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Тавказахова Елена Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД