Ирина Хмуркина
Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД на родительском собрании
Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности,
духовности и интеллекта».
Воспитатель : Хмуркина И. А.
Человек и природа…Никогда эта тема не стояла так остро, как в наши дни,
Публикация «Выступление на родительском собрании „Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла
над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной
деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий
сохранения общего для всех Дома – Земли.
Экологическое воспитание детей д/ в предполагает:
* воспитание гуманного отношения к природе (нравственное восп.)
* формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие);
* развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать
красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её);
* участие в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Все составляющие этого комплексного подхода к экологическому восп.
должны существовать не обособленно, а взаимосвязано.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода
является создание среды, в которой взрослый личным примером
демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно вместе с
детьми участвует в природоохранной деятельности.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного
отношения к природе является следующее:
понимание необходимости бережного и заботливого отношения к
природе;
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их
в практической деятельности и в быту;
проявление активного отношения к объектам природы
(действенной заботы, умение оценивать действия других людей по
отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, мы воспитатели и вы
родители должны исходить из того, чтобы ребёнок понял, что человек и
природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его
будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся
впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание и
сопереживание, которые помогают ребёнку почувствовать чужую боль как
свою собственную.
Чувства сострадания и сопереживания определяют действенное
отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о
тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в
беду (животным, растениям). А активная позиция, как правило, способствует
овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями,
домашними животными, зимующими птицами.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают
позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,
должны её беречь и заботиться о ней.
Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и
жёсткое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них
необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания
происходит в неразрывном единстве с формированием доступных
дошкольникам экологических знаний, которые включают в себя:
представления о растениях и животных как уникальных и
неповторимых живых существах, об их потребностях и способах
удвлетворения этих потребностей;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их
обитания, приспособленности растений и животных к условиям
существования;
осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с
другом сложными системами связей (т. е. все друг другу нужны, все
друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает
цепочку, т. е. биологическое равновесие).
Разумеется одних знаний не достаточно, необходима практическая
деятельность для полноценного общения с природой: озеленить участок в
д/с, дома, накормить любимого щенка, котёнка, посадить вместе с мамой
комн. растение. Радость от выполнения работы, похвала взрослого,
расцветший цветок, выздоровевший щенок – всё это способствует развитию
чувства сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется
и при формировании у детей сознания эстетической ценности объектов
природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание
эстетических чувств является одним из необходимых условий
экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с
природой способно пробудить и развить эстетическое отношение к ней.
Необходимо научить детей видеть красоту природы; учить наблюдать за
состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие
и замечая красоту жизни, осознавать, что красота не определяется
утилитарным подходом ( многие дети считают: то, что вредно, то некрасиво).
Необходимо всегда помнить: прежде, чем научить детей видеть красоту и
понимать её суть, необходимо развивать эмоциональную сферу ребёнка, ибо
чувства дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят
избирательный характер (это нравится, а это нет, а также субъективный
характер (заяц нравится – он пушистый, мягкий, а ёжик нет – он колючий).
Большую роль играют экскурсии, прогулки, во время которых дети
учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность
состоит в том, в процессе их дети приобретают навыки культурного
поведения в природе, знакомятся с наиболее типичными для данной
местности растениями и животными, со средой их обитания, учатся беречь и
ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных за которыми
они ухаживают в уголке природы, на участке, дома.
Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях можно учить детей
понимать влияние человека на природу: природоохранные мероприятия и
последствия безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и
водоёмов, вырубка лесов, уничтожение садов).
Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе
и каждый из нас в отдельности ответственный за Землю и каждый может
сохранить и приумножить её красоту.