Наталья Маслова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Я, В своей работе большое внимание уделяю экологическому воспитанию дошкольников. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения:
- непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;
- к людям, охраняющим и созидающим ее;
- к себе, как части природы;
- к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
- к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
В своей работе я стараюсь предусматривать соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями.
Наблюдение целесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя.
Мною было проведено занятие во второй младшей группе «морковка для зайца», где дети показали свои знания и умения по экологическому воспитанию.
В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.
В своей практике я использую дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры. Также мне очень нравится такой игровой прием, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода и др.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях и в играх, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, на непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству и музыкальных. Так же экологическое воспитание реализую через проектную деятельность.
Мною был реализован кратковременный проект «Цветы на подоконнике и клумбе». Подводя итоги данного проекта у детей появился интерес к наблюдению и уходу за комнатными и садовыми растениями бережному отношению к ним. Получили новые знания о строении растений. Но на этом исследовательскую проектную деятельность я не прекращаю. На новый 2014-2015 учебный год мною будет реализован экологический проект «Загадки комнатных растений».
Эффективным методом расширения знаний по экологии, по моему мнению, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, поговорок на экологическую тематику, так как они и ум обогащают, и душу волнуют.
Еще в работе с детьми практикую использование научности. Это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы, фотографии, макеты, натуральные природные объекты.
Для того, чтобы увидеть результаты своей работы по экологическому воспитанию детей, я в начале и в конце учебного года провожу ряд диагностик с целью отображении динамики сформированности экологических знаний.
Уже в середине учебного года наблюдался прогресс. В процессе работы замечены такие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение трудиться в природе;
- у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
И вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладевать навыками ухода за животными и растениями.
В своей работе я опираюсь на следующие основные принципы:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале;
во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);
в-третьих, активного включения детей;
в-четвёртых, использование личного примера, который является очень ценным в воспитании.
Дети старшей группы при моей поддержке принимали участие в интернет конкурсах «Космические дали», «Голубь мира». Маслов Виктор и Гаврюсева Карина заняли 1 место. В рамках экологического воспитания в летний оздоровительный период этого года. Я организовала конкурс семейной газеты на тему «Чистый город». Семьи Комельковых и Бебениных разделили между собой почетное первое место.
Воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях.