Ольга Пустакина
Экологическое воспитание в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребёнка,-
это прежде всего мир природы с
безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник
детского разума.»
В. Сухомлинский.
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговору о том, что мир стоит на гране экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают всё новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязнённости воздуха, воды, почвы…
Публикация «Экологическое воспитание в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой природы, мир неживой природы не вечны. Мир не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы стараемся владеть культурой поведения, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Однозначно, что основы экологического воспитания должны закладываться ещё в младшем дошкольном возрасте. Как же родители, самые близкие ребёнку люди, могут приобщить его к живой и неживой природе; что же доступно пониманию малыша в области явлений и объектов нерукотворного мира, какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику разобраться в таком таинственном, загадочном, и в то же время очень привлекательном мире.
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире, ухаживают за растениями на приусадебном участке. Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием; являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим, с одной стороны обогащает чувственный опыт ребёнка, с другой - будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он может далеко не всегда найти самостоятельно, без помощи взрослых.
Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребё нка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развития умения выделять основные закономерности, т. е. сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания и т. д.
Хочется подчеркнуть, что в процессе приобщения детей к природе взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего. Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально- познавательный опыт. Потому что только в сочетании этих двух сфер - познание действительности и выражение отношения к ней - возможно развитие экологической культуры дошкольника, т. е. умения присваивать и использовать исторически накопленный опыт, знания и практический опыт для осознанного отношения к миру природы.
Что же особенно доступно пониманию ребёнка в области природы? Очевидно растения и животные ближайшего окружения. Знакомясь с растениями, дети учатся отличать деревья от травянистых растений, кустарников; обращают внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Своевременно можно прочесть ребёнку небольшое стихотворение, загадать загадку об увиденном.
А как велика и неоценима роль детской художественной литературы о природе, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий образный язык произведения создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, О. Высотской, Л. Толстого, Е. Чарушина эмоционально, живо, описаны сценки из жизни знакомых детям животных, наиболее яркие явления неживой природы. Так, в сочетании с непосредственными наблюдениями природоведческая книга поможет вашему ребёнку присмотреться к окружающей природе, научит правильно воспринимать её.
Постепенно ваш ребёнок приобретает определённый багаж знаний о нерукотворном мире. У него развивается познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно действовать с ними. Он начинает задавать вам всё больше и больше вопросов. Почему осенью улетают птицы? Где живут жучки? Деревья зимой умирают или нет? Внимание детей становится более устойчивым, они могут добровольно долго наблюдать за растениями и животными, беседовать с вами как в процессе непосредственного восприятия объекта или явления, так и после увиденного, сосредотачиваться при рассматривании пейзажных картин, слайдов и т. д.
Так постепенно, шаг за шагом, вы познакомите ребёнка со всеми характерными приметами времён года, научите видеть наиболее очевидные связи и отношения между явлениями природы, выделять причины и следствия наблюдаемых ситуаций, бережно относиться к природе. Постепенно ребёнок начнёт понимать, что в природе нет ничего лишнего - и надоедлевые комары, и скользкие дождевые черви, и гниющие пни тоже приносят пользу; всё взаимосвязано друг с другом.
Экологическое воспитание детей довольно сложная тема. С одной стороны это связано с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. Освоение и понимание её законов требует не только рациональных подходов и знаний. Необходим чувственный опыт детей, да и самих взрослых. С другой стороны, ваша работа будет осложняться тем, что ребёнок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки деревьев, оставляют мусор в местах отдыха, включают в лесу громкую музыку. В таких случаях, если ребёнок обратил на это внимание, можно не стесняясь говорить ему о том, что взрослые поступают неправильно.
Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она щедро вознаградит его. Хочется верить, что ваши усилия по воспитанию экологической культуры ребёнка не пройдут бесследно.