Елена Коростелева
Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим «Бородинский хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Бородинский хлеб» к 205 – летию Бородинского сражения
Цели: совершенствовать знания детей о значимости хлеба. Закрепить знания детей о последовательности выращивания хлеба; вспомнить различные виды хлеба и хлебобулочных изделий. Воспитывать бережное отношение к хлебу, с уважением относиться к людям, его выращивающим. Познакомить детей с историей возникновения «Бородинского» хлеба. Дать некоторые представления о Бородинской битве. Активизировать словарь детей.
Публикация «Занятие в старшей логопедической группе по познавательному развитию и ознакомлению с окружающим „Бородинский хлеб“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Продуктивная деятельность: дети лепят из соленого теста «Бородинский» хлеб.
Материалы: волшебный мешочек, хлебобулочные изделия, дидактический материал «Как хлеб пришел к нам на стол», проектор, соленое тесто, специи.
Непосредственно образовательная деятельность
Детям читается загадка про хлеб.
Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей
(Хлеб)
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб)
Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие (воспитатель достает волшебный мешочек, в котором лежат: сушка, сухарь, пряник, булка, хлеб). После того, как все продукты из мешочка достали, воспитатель подводит детей к тому, что все эти изделия объединяет один продукт – мука. Мука является главной составляющей хлеба.
-Ребята, а давайте мы вспомним, как хлеб попадает к нам на стол.
Дети рассказывают по картинкам, как хлеб попадает на стол.
Акцентировать внимание детей на названии профессий, на том, как называется магазин, в котором продают хлеб.
Спросить детей, какие пословицы и поговорки они знают о хлебе :
Хлеб - наше богатство
Не трудиться - хлеба не добиться
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи
Кто не работает - тот не ест
Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
Без хлеба – нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Хлеб батюшка, вода матушка.
Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.
Хлеб - всему голова
В последней пословице говорится о том, что хлеб – это голова, т. е. главный. Ведь хлеб для людей значит очень многое. Ни один прием пищи не обходиться без хлеба.
- Сегодня мы с вами вспомнили о том, что хлеб - результат труда многих людей. Теперь, ребята, вы знаете, каким трудом достаётся людям хлеб. Так как же мы должны к нему относиться?
(доедать, брать столько, сколько необходимо, нельзя бросать на пол, на землю, нужно хлеб хранить отдельно от других продуктов, нельзя баловаться, лепить из хлеба).
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал”.
Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем
Физминутка:
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.
Дети садятся на свои места.
- Ребята, посмотрите, а вы знаете, как называется этот хлеб (воспитатель показывает детям «Бородинский» хлеб?
- Авы знаете, почему он называется «Бородинский»?
У большинства людей, при произнесении названия Бородинский, на память приходит Бородинское сражение и Бородинское поле, на котором состоялась одна из величайших битв в мировой истории. Тогда сражались французская армия под командованием Наполеона и русская армия под командованием М. И. Кутузова. Битва состоялась на поле недалеко от села Бородино.
История создания бородинского хлеба по-прежнему остается тайной. Существует несколько версий, в той или иной степени похожих на легенду.
1. Первая, по логике большинства людей, относится к величайшей из битв мировой истории, произошедшей на Бородинском поле. В этой кровопролитной битве сражались французская армия под командованием Наполеона и русская армия под командованием Кутузова.
Битва состоялась недалеко от одноименного села Бородино. Может быть, сорт черного хлеба "Бородинский" создан, а затем назван в честь события.
В 1812 году накануне сражения в суете посреди дороги оставили телегу с мешками муки и тмина, которую во время боя пушечным ядром разнесло в щепки. Мука и тмин высыпались и перемешались. Крестьяне, чтобы не пропадать добру, испекли хлеб из получившейся смеси.
2. Есть еще одна очень красивая и необычная легенда о создании Бородинского хлеба.
Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина, увидев во сне, как ее муж генерал Александр Тучков погибнет при Бородино, две недели исследовала атласы в поисках места. Село даже не было отмечено на военной карте.
Несмотря на то, что Тучков просмотрел с женой всю карту земного шара, он нашёл только одно место с подобным названием, и оно находилось на Апеннинском полуострове. Тогда генерал обрадовался, так как решил, что, если Россия с Италией не находятся во враждебных отношениях, то и смерть ему не грозит. Он даже и не думал, что в России существует небольшая деревня с точно таким же названием, которая и определит в будущем его судьбу.
Несчастная жена Тучкова, Маргарита Нарышкина, очень любила мужа. После того, как её муж погиб на Бородинском поле, постриглась в монахини, изменив имя и став сестрой Марией.
Хлеб стали печь в Спасо-Бородинском монастыре, основанным Маргаритой Тучковой. Генерал действительно погиб при бородинском сражении. Вдова генерала поселилась рядом с местом гибели мужа. Первые годы сестры обустраивались, налаживали быт и, судя по дневникам Тучковой, были вынуждены покупать хлеб. А впоследствии организовали собственную пекарню, где и изобрели собственный рецепт ржаного хлеба, названый впоследствии «бородинским». Некоторые даже считают, что женщина кинула в печь хлеб, желая, чтобы он стал таким же чёрным, как её скорбь по умершим.
Такой вот символ любви, памяти, верности и самоотверженности - бородинский хлеб.
Показать детям пшеничную и ржаную муку и сказать, что хлеб имеет коричневый цвет из - за ржаной муки.
Дети читают стихотворение про «Бородинский» хлеб :
На Бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.
То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.
Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали «Бородинский» выпекать.
И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть, и сам Багратион,
Нахваливали меткость тех французов,
Что так удачно вмазали в фургон.
Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!
Александр Симонов.
Во время рассказа дети просматривают слайды.
-Вот какие интересные истории мы с вами послушали. А сейчас я предлагаю вам превратиться в пекарей и испечь «Бородинский» хлеб для нашего магазина (дети из соленого теста делают буханки «Бородинского» хлеба и посыпают сверху тмином)
Перед лепкой показать детям шар и кирпичик для того, чтобы уточнить с детьми какой формы должен быть «Бородинский» хлеб.
Итог занятия.
В Десногорске открыли памятник бородинскому хлебу. Установленный на центральной площади памятный знак носит название «Хлеб памяти нашей». Внутрь буханки помещена капсула со священной землёй с Бородинского поля.
Идею создать и поставить мемориальные знаки «Хлеб нашей памяти» по всей стране придумал «Екатеринбургский художественный фонд». Ведь именно «Бородинский» стал негласным символом войны 1812 года.