Наталья Суслова
Занятие по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности «Весна. Чудесные превращения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Систематизировать представления детей о времени года — весна.
Задачи. Уточнить представления детей о значении солнца в пробуждении природы веной;
учить детей образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце;
учить устанавливать причинно-следственные связи (последовательность пробуждения природы весной);
учить составлять описательно-повествовательный рассказ по мнемо-таблице о весне;
составлять сложные предложения;
учить образовывать ласкательные слова;
в ходе экспериментальной деятельности учить выдвигать гипотезу и делать выводы.
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Материалы и оборудование: конверт с письмом, карточки: лампочка, костер и солнце; шапочки -деревья, скворец; мнемотаблица, обруч с желтыми лентами, эмблемки – солнышко, аудиозапись «Звуки природы».
Предварительная работа: чтение сказки Пономаренко Елены "Разговор деревьев"; отгадывание загадок о весне; беседа «Растения весной»; экскурсия, наблюдения в природе.
Ход образовательной деятельности
На доске мнемо-таблица и сюжетная картинка по теме «Весна в природе».
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Объявление темы и цели занятия.
1). Загадка.
- Какая птица к нам прилетела в гости, узнаете, отгадав загадку.
В оперении блестящем чёрном
Из дальних стран летит певец
И песней звонкою задорно
Весну приветствует… (скворец)
Скворец. Я — скворец - молодой весны гонец! Принёс вам письмо от Весны!
(Воспитатель читает письмо. )
1). Сказка от Весны.
- Ребята, на конверте написано «Сказка».
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца-Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала: «У меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
- Сегодня на занятии мы с вами и узнаем, какое чудо Весне помогает и что происходит в природе весной. Для этого Весна нам прислала несколько заданий. Готовы их выполнить?
II. Основная часть.
1. Работа с предметными картинками. (на доске)
- Перед вами рисунки. Что на них изображено? (лампочка, костёр и солнце)
- Как вы думаете, что поможет Весне справиться с холодом? (солнце)
2. Словесная игра «Подбор слов-признаков».
- Солнце какое? (яркое, тёплое, горячее, золотое, лучистое, доброе)
3. Словесная игра «Сравни и назови» (с игрушкой Солнце).
(дети встали в круг)
- С чем же можно сравнить солнышко? Я начну предложение, а вы его закончите и передавайте солнышко следующему.
Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок, лимон.
Солнце круглое, как …мячик, колесо, блинчик, апельсин, колобок.
Солнце ласковое, как …мама, котёнок, бабушка, тёплый ветерок.
Солнце жаркое, как … огонь, костёр.
Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, звезда.
Физкультминутка «Солнышко».
-Предлагаю показать, как солнышко помогает Весне.
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идут по кругу)
Побежал в сад ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей (машут руками)
А сугробы тают, тают (приседают)
И цветочки подрастают (руки вверх).
4. Составление предложений и связного рассказа по мнемо-таблице.
- Посмотрите на картинки. Как солнце помогло Весне?
(Солнце светит ярко. Начал таять снег и появились проталины. Потекли ручьи. Звенит капель. С юга возвращаются перелётные птицы. На проталинах начинает зеленеть травка, распускаются первые цветы. На ветках деревьях набухли почки и появились листики.)
- Кто желает составить рассказ по таблице?
5. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
- Вы сказали, что на проталинах появились первые цветы. А как они называются? (подснежники или первоцветы)
- Пальчиками изобразим цветы.
Вырос весенний цветок на поляне, (руки в вертикальном положении, кулачки прижаты друг к другу)
Утром весенним раскрыл лепестки. (медленно разжимаем пальцы из кулачков, развести пальчики и слегка округлить их)
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки. (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
6. Дыхательная гимнастика.
- Давайте понюхаем, как пахнут цветы. (Глубокий вдох – носом, на выдох произносят «Ах, как чудно пахнет цветок». 2-3 раза.)
7. Драматизация «Разговор деревьев» (по Е. Пономаренко).
- Весна нарядила деревья и кустарники в зеленый наряд. Пришло время распускаться цветам, но цветам не полевым, не луговым, а цветам на деревьях. Первыми выбросила пушистые цветы, очень похожие на маленькие серенькие комочки, верба.
Верба. Я распустилась раньше всех. Я самая первая встречаю весну, жду солнечных, тёплых лучей.
Берёза. А какие у меня красивые серёжки! Они, как косы спускаются, только нужно приглядеться!
Клён. Посмотрите на мои цветы-хохолки, кисточки желтовато-зелёного цвета. Скоро кисточки опадут и вы увидите крылатки - мои семена. Почему крылатки, потому что они похожи на два крылышка, поэтому я так и дружу с ветром. Он приподнимает их, играет, опускает и я кружусь, словно в танце.
Экспериментальная деятельность.
- Ребята, предлагаю поиграть в ветерок. Каждый из вас возьмите фасоль и крылатку. Как вы думаете, что произойдёт с фасолью, если её подбросить? (она упадёт)
- А что произойдёт с крылаткой? (она закружится)
- Проверим? Проведём эксперимент. (дети подбрасывают фасоль
и крылатку).
- Почему крылатка кружится? (у неё есть приспособление — крылышко, как у птички)
- Как вы думаете: зачем семечку такое приспособление? (чтобы семена могли распространиться, разлететься в разные стороны и потом из них прорастут новые деревья)
- Продолжим слушать разговор между деревьями.
Сирень. А я буду ждать своих цветов. У меня, друзья, почки делятся на листовые, из которых первыми появятся листочки, и цветовые, из которых появятся цветы - душистые, белые-белые.
Тополь. Как это так может быть? Странно даже, а у меня нет цветов. Есть длинные серёжки тёмно-красного цвета, но они похожи на гусениц.
Верба. Ой, сосед, не надо сравнивать свои цветы с мерзкими гусеницами. Спасибо скворцам да синицам: они настоящие доктора, лечат нас от жуков-долгоносиков, да от гусениц, не дают им поедать наш зелёный наряд.
- На ветке берёзы благодарно тинькнула синица, принимаясь за работу: "Тинь-тинь, тинь-тинь".
Старая акация росла ввысь не один год и теперь ждала, когда же распустятся ее душистые белые кисточки, привлекающие внимание жуков, бабочек, пчёл, шмелей.
Акация. Стара я стала, друзья, посмотрите, как за зиму растрескалась моя кора, сколько старых, больных веток.
Тополь. Не волнуйся, старушка. Люди скоро вылечат тебя: замажут раны белой известью.
Липа. Ко мне сегодня прилетали с пасеки пчёлы, но рано ещё, рано - я только цвет набираю.
Сосна. Как сильно пахнут твои цветы.
Липа. И мёд, который пасечник будет качать весной, так и будет называться – липовый.
Сосна. Тише, тише, друзья, что-то мы с вами разговорились и забыли, что своим разговором нарушаем утреннюю тишину и покой. С солнечными лучами проснётся пчела и шмель, птица и человек. Всем хватит работы. А вы все улыбнитесь друг другу и тогда и мир будет вокруг вас солнечным и добрым.
8. Дидактическая игра «Скажи ласково».
- Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы
ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.
9. Упражнение на релаксацию «Нарисуем, то о чём говорили». (Музыка на релаксацию.)
(Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего рисуют капель, солнышко, ручьи, цветы и т. д.)
- Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее.)
III. Итог.
(Дети садятся на ковёр.)
- Ребята, вы любите весну?
- Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
(Дети произносят по предложению и вытягивают ленты.)
Я люблю весну за … весёлую звонкую капель.
Я люблю весну за … первые цветы-подснежники.
Я люблю весну за … звонкое пение птиц.
Я люблю весну за … цветение садов.
Я люблю весну за …яркое солнце.
- Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце).
- А вы его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это ваша награда за то, что вы помогли Весне победить холод.