Приложение МААМ

Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Государыня соль»

Бабий людмила николаевна
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Государыня соль»
▼ Скачать + Заказать документы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

на тему «Государыня соль»

воспитатель:

Бабий Людмила Николаевна

Шарыпово, 2015г.

Темочки:

Задачи: Образовательные:

-уточнить знания детей о свойствах соли;

- продолжать знакомить с видами и характеристикой соли, ее добычей и применением.

Развивающие : - развивать навыки экспериментирования;

- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде,

в соленой воде предметы не тонут);

- побуждать детей делать выводы;

- развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания;

-вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные: - испытывать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом;

- формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

-воспитывать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру;

- закреплять культурно-гигиенические навыки;

-воспитывать умение работать в команде и парах;

-создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением соли; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.

Полоскание горла (профилактика простудных заболеваний) солью, беседа о применении обычной соли в домашних условиях, проведение опыта «выращивание кристаллов соли», создание разноцветной соли; дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», хождение по солевым дорожкам (профилактика простудных заболеваний).

Оборудование: Посылка с различными видами соли (каменной, поваренная, морская, соль лизунец). Кассета с записью письма от Лунтика. Тарелочки с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканы, влажные и сухие салфетки, лед, контейнеры для льда. Экран для просмотра слайдов.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, на пороге группы увидела посылку вместе и конверт. А где мы можем ее прослушать? (дети высказывают мнения и решают, что в музыкальном зале есть кассетный магнитофон). Давайте послушаем и узнаем от кого эта посылка и, что в ней находится (дети слушают аудиозапись).

- Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Услышал я, что вы много знаете о природе. Отправляю вам посылку, помогите мне разобраться, что это за вещество и где его можно применять.

Воспитатель: Ребята Лунтик, как мы с вами познает мир вокруг нас. Поможем Лунтику?

Воспитатель открывает посылку и достает контейнер с солью.

Дети высказывают предположение, что это соль.

Воспитатель предлагает проверить, ведь есть вещества похожие на соль. Вместе решают исследовать соль.

Воспитатель: Как мы будем исследовать? Давайте подойдем к столам. Если посмотреть внимательно, что мы можем о нем сказать? какого цвета данное вещество?

Дети: белого.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите, и пересыпьте в стаканчик. Что мы видим?

Дети: сыплется, значит, она сыпучее.

Воспитатель: Что еще можно определить? (запах)

А теперь понюхайте, имеет ли оно запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как определить вкус?

Дети: Надо попробовать.

Воспитатель: А теперь попробуйте на вкус, какой вкус?

Дети: Соленый.

Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)

Воспитатель: А соль, которую мы исследовали, к какому виду относиться?

Дети: Это поваренная соль.

Воспитатель: А какие виды соли вы знаете? (достаю из посылки морскую и каменную виды соли) внешне можно определить, что это за соль.

Дети рассматривают соль и высказывают свои варианты.

Воспитатель: Ребята, а вы помните, когда мы решили проверить, можно ли окрасить соль, у нас возник вопрос, откуда берется соль, и мы решили некоторым детям дать домашнее задание спросить у родных и рассказать нам, что они узнали нового о разных видах соли (насыпать соль на тарелочки каменную и разложить карточки)

Воспитатель: Кто готовил рассказ о поваренной соли?

Эльмира, ты готова? Расскажи, как ты готовила рассказ, кто тебе помогал? (рассказ сопровождается просмотрам серии слайдов)

Эльмира: Соль применяется для сохранения мяса, овощей, грибов и других продуктов, используется для приготовления соды, мыла.

Люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания.

Воспитатель: Что значит – выпаривание?

Эльмира: Люди набирали соленую воду в котел и варили пока вся вода не выкипит

Воспитатель: В наше время принцип тот же только котлы стали больших размеров, а вместо костра используют печи огромных размеров. Самое большое озера нашей страны называется Баскунчак. Как соль попадает в магазины, какой путь она проходит?

Эльмира: С озер ее вывозят, по рельсам она попадает на завод. Там ее очищают, а затем перемалывают.

Воспитатель: Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль) Это соль в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).

Воспитатель: А Катя нам расскажет о морской соли. Каким путем эта соль добывается из моря?

Катя: Путем испарения воды под воздействием Солнца. В морской соли есть полезные минеральные вещества одно из них это йод. Значит и сама соль – полезна. Люди используют морскую соль в косметике для промывания носа и полоскания горла при ангине. Мы с мамой ходили в солевую комнату, там очень красиво и очень чистый воздух.

Воспитатель: Да ребята и в природе существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. Ведь соль убивает микробов, поэтому воздух в соляных пещерах чистый.

Катя: Когда мы с мамой были на море, я научилась плавать. Мама говорит, что в соленой воде предметы становятся легче.

Воспитатель: Даша приготовила рассказ о каменной соли, давайте послушаем.

Даша: Каменную соль добывают в глубоких рудниках (показ иллюстрации).

Воспитатель: Как она туда попала?

Даша: Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В давние времена на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты.

Воспитатель: Что значит кристаллизовалась? Где мы могли это наблюдать?

Дети: Мы это наблюдали когда выращивали кристаллы.

Даша: Зимой, когда случается гололед, дороги и тротуары посыпают каменной солью

Воспитатель: А для чего это делают?

Даша: Для того чтобы соль растопила лед.

Воспитатель: Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды)

(после рассмотрения слайдов, где добывают соль, заглядываю в посылку и достаю соль лизунец). Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит. Оказывается, это тоже соль.

- Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? ( ответы детей: если да, спрашиваю: а как)

- Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды) Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец. За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену.

Игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами отдохнем и поиграем в игру.

Эта игра интересная и волшебная. Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка) капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю…. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать (встали по три). Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю, вам проверить то о чем нам рассказали девочки, так это или нет. А теперь капельки превращаются в ученых исследователей.

А кто такие исследователи? (ответы детей) постоянно наблюдают за природой и проводят опыты и эксперименты.

Опытно – исследовательская деятельность

Воспитатель: Ребята каждое вещество обладает теми или иными свойствами. Вот и давайте мы с вами проведем опыты с солью и узнаем свойства соли. С одним из свойств мы познакомились, когда окрашивали соль гуашью,

Что у нас вышло? Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль может менять цвет в зависимости от краски, или впитывает краску.

Воспитатель: Сейчас я подойду и каждому насыплю на тарелочки. Давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной –

Попробуйте и скажите, какая она на ощупь?

Ответы детей.

Работа с карточками.

Воспитатель: Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание)

Воспитатель: На что похожа соль?

Дети: Похожа на зернышки и кристаллики.

Воспитатель: В каком состоянии находится соль? Выберите карточку, которая соответствует этому (работа в парах)

Воспитатель: Почему вы выбрали эту карточку?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. А теперь перейдем с вами к проведению следующего опыта. Ребята, как вы думаете, если мы добавим не много воды в соль, что будет?

Ответы детей

Воспитатель: Проверим, соль не растворилась, а куда же делась вода?

Дети: Она впиталась.

Воспитатель: Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу. А если побольше? Проверим.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Куда же делась соль?

Дети: она растворилась.

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает,

а если налить много воды в соль, она растворяется.

Воспитатель: Даша нам рассказала, что в гололед улицы посыпают солью? Вы догадались для чего?

Ответы детей

Воспитатель: Хорошо давайте проведем опыт : возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим», каменой солью. Через некоторое время мы посмотрим, что произойдет (дети проводят опыт самостоятельно под присмотром воспитателя, отставим на время, а пока приступим к следующему опыту.

Воспитатель: Катерина заметила, что в море легче плавать, а как вы думаете почему?

Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. А другой стакан с пресной водой поставим рядом с соленой водой.

- Что будет с яйцом, если мы опустим в стакан с пресной водой, а в стакан с соленой (ответы детей).

Возьмем яйцо и опустим его в пресную воду. Что мы видим? (яйцо утонуло)

Теперь возьмите яйцо и опустите его в соленую воду. Что мы видим здесь? (яйцо плавает)

Что можно сказать в итоге этих опытов.

Дети: В простой воде яйцо опустилось на дно. В соленой воде яйцо не утонуло.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

Воспитатель: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть. А в море, вода, какая? соленая, поэтому там легче плавать.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на тарелочки со льдом. Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль растворяет лед.

(конверт с картинками с заданием от Лунтика)

Воспитатель: Дети, а в посылке лежат конверты с картинками. Помогите мне отобрать картинки, в которых люди используют это вещество, объясните для чего. Два конверта значит надо разделиться на две команды, а как предлагайте.

Дети делятся на команды

(в конвертах картинки с изображениями полоскание горла, промывание ран, заготовки продуктов на зиму, засолка сало и т. п.)

Дети объясняют свой выбор и принимают решение отправить

карточки- подсказки Лунтику, чтобы он знал, где можно и нужно использовать соль.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нового мы узнали о соли. Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: А закончить наше приятное общение хочется пожеланиями добра. Мы делали разноцветную соль, а вот теперь она нам пригодиться.

Каждый из вас по очереди возьмет ложку соли любого цвета и скажет свое пожелание Лунтику и чтобы это пожелание сбылось – высыплет соль в волшебный сосуд. (Дети говорят свое пожелание и высыпают выбравшую цветную соль в сосуд).

Воспитатель: - Молодцы! А я желаю всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся. Этот волшебный сосуд будет подарком от нас Лунтику.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами опытно-исследовательской деятельности «Зимушка-зима» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию с элементами опытно-исследовательской деятельности «Зимушка-зима» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 компенсирующего вида города Галича Костромской области Технологическая.

Конспект ОД по познавательному развитию «Волшебница соль» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №10 «Дубравушка» г. Грязи Грязинского района Липецкой области Конспект.

Конспект опытно–экспериментальной деятельности Цель: Совершенствовать представления детей о воде и её свойствах. Образовательные задачи: 1. Закрепить знания о свойствах воды. 2. Учить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Предварительная работа. • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?» • Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её.

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница соль» Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль» Цель: Систематизировать представление детей о.

«Волшебная соль». Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Волшебная соль». Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Последние недели мая в нашем детском саду № 29 г. Азова традиционно посвящены открытым занятиям наших педагогов. Мы делимся друг с другом.

Занятие опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли.

Занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет) Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая Цель: изучить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Государыня соль»
Опубликовано: 6 января 2019 в 09:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Государыня соль»» (включая файлы) размещена пользователем Бабий людмила николаевна (УИ 1743667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД