Светлана Щербак
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие к Морской Царице»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Щербак С. В.
Цель: Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна. Воспитывать доброжелательное и эстетическое отношение к природе. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами
Оборудование: выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие к Морской Царице“» размещена в разделах
Материалы: ракушки разной величины и формы, морская галька, картины и фотоиллюстрации об обитателях морских и речных глубин, аудиозапись «Звуки реки», макет реки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами путешественники. Мы с вами отправляемся в подводное царство.
Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?
Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут многие виды рыб, животные и растения…
Воспитатель: Какие вы знаете водоемы?
Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.
Воспитатель: Какие из них самые большие?
Дети: Океаны.
Воспитатель: Какие океаны вы знаете? (Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Южный).
Воспитатель: Давайте представим, что мы на море.
Физкультминутка.
«И вот перед нами море,
Бушует оно на просторе.
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна.
Качает вода соленая
Водоросли зеленые
Скачут дельфины
Подставляя солнцу спины
На волнах качаются
Солнцу улыбаются».
Воспитатель: Вы хотите узнать какие богатства, есть на дне морском?
(Дети идут за воспитателем, где их встречает Морская Царица).
Морская Царица : Здравствуйте, дети!
Я царица не простая,
Я – Владычица морская!
Зачем вы ко мне пожаловали в морское Царство-государство?
Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир
Морская Царица : Без труда не вытащишь и рыбку, а уж из морских глубин достать сокровища смогут только самые сообразительные, смелые, упорные.
«Охраняю я просторы
Океанов и морей.
Ну, а если вы ребята
Отгадаете загадки
И решите все задачи
Непременно одарю вас
Я богатствами морей».
Вот мои загадки:
- Кругом вода, а с питьем беда (Море)
- По морю идет – идет, а до берега дойдет и пропадет? (Волна)
- Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,Хочу такой сайт
За коралловый пенек
Хочет сесть в воде конек,
Но не получается-
Все в воде качается? (Морской конек).
(Дети рассматривают картинку с морским коньком, отмечают отличительные особенности).
Морская Царица : Какой петушок не умеет кукарекать? (Морской).
Почему его так назвали? Что он делает?
Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не кукарекает, а стрекочет, как кузнечик.
Морская Царица : У кого ноги растут из головы?
Дети: У осьминога. У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов.
Морская Царица : Да, молодцы, с загадками вы справились. А сейчас другое задание – угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем знаете? (показывает силуэт морской звезды).
Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветок. Передвигаясь по дну морские звезды шевелят своими лучами, а когда найдут раковину, обхватывают ее своими лучами, приоткрывают створки моллюска и выедают его.
Морская Царица : А кто это? (показывает силуэт акулы).
Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая акула – ее называют рыба-людоед.
Морская Царица : показывает силуэт кита.
Дети: Это кит. Кит – самое крупное животное на земле. Своих детенышей кит вскармливает молоком. Кит во много раз крупнее самого большого слона.
Морская Царица : Да, в 25 раз крупнее, чем африканский слон.
Морская Царица : А еще, каких морских обитателей вы знаете? (показывает иллюстрации, дети отвечают: креветки, морская черепаха, касатка, краб, морской еж, дельфин).
Скажите, а в реке живут животные?
Что делает река?
Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д.
(за каждое слово раздаем камешки)
Морская Царица : Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо» (Звучит аудиозапись «Звуки реки», а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде.
В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. (руки вверх и в стороны.)
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. (имитирующие махи крыльями.)
Наконец она садится на корягу над водой. (Садятся на несколько секунд в присед.)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. (ходьбу на месте.)
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. (Садятся на ковер.)
Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.
Морская Царица : Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?
Дети. В реке могут жить рыбы.
Морская Царица : Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.
Открываем картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.
Морская Царица : А какие рыбы у нас остались?
Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.
Морская Царица : Почему они не могут жить в реке?
Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.
Развитие общей моторики «Море».
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить – нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Морская Царица : Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка,
Если это рыба – у неё … (улыба, если это рыбина – у неё… (улыбина,
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной реке.
Морская Царица : Молодцы ребята вы мне очень помогли, расколдовали моих рыбок. Теперь они могут плавать в водных просторах.
Ну что, пора и мне с вами прощаться. Мне надо успеть обойти все мои владения, а чтобы вы не забыли всех водных жителей, я оставляю вам в подарок раскраски о моих друзьях.
Воспитатель: До свиданье, Морская Царица.
Ну, вот и вернулись мы с вами из подводного царства, что интересного мы с вами увидели и узнали? (ответы детей)
2015г.
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Космическое путешествие»
(в соответствии с ФГОС)
Воспитатель Орлова Татьяна Николаевна.
Цель:Продолжить знакомство с космосом, развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.
Задачи:Уточнять представления детей о космосе
Научить детей самостоятельно выбирать содержание работы, выполнять свой замысел, передавая в рисунке различные виды космического пейзажа, транспорта.
Помогать детям при передачи сюжета, располагать изображение на всем листе;
Закреплять умение правильно пользоваться восковыми мелками.
Закрепить свойства разных материалов, использовать в работе: акварель и восковые мелки;
Направлять детей на передачу соотношение предметов по величине: ракета больше планеты, звезды – маленькие.
Воспитывать у детей интерес к общественным событиям, самостоятельно изобразить ракету.
Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность, желание придумывать и фантазировать.
Предшествующая работа:
Рассматривание альбомов о космосе, космическом пространстве; Отгадывание загадок по теме «Космос»; чтение стихотворений (С. Есенин “Звёзды”, И. Бунин “Огни небес”, А. Лугарёва “Космический сон”); разучивание пальчиковой гимнастики “ На ракете улетим ”; выкладывание из счетных палочек ракеты, звезды
Материалы для воспитателя:
Иллюстрации по теме «Космос»; вариативный образец; музыкальные произведения, альбомный лист А4; краски акварель; восковые мелки; кисть, банка с водой, салфетка.
Материалы для детей:
Альбомный лист А4; краски акварель; восковые мелки; кисть, банка с водой, салфетка.
Ход занятия.
Орг. Момент. Эмоциональный настрой.
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили
Будем петь, заниматься, играть.
Чтобы добрыми, умными стать.
Дети стоят вместе с воспитателем, взявшись за руки.
Воспитатель: Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о Дне космонавтики и о космическом пространстве. Почему наша страна отмечает этот день (ответы) Кто первый полетел в космос (Ю. А. Гагарин)
Игровая ситуация. (В группу залетает самолетик с посланием от Незнайки)
Воспитатель: Ой, что это? Какое-то послание! Нас просят о помощи. (читает)
Ребята, помогите! Я улетел на Луну и пока гулял по окрестностям, заблудился. Не могу вернуться обратно. Прошу вас помогите! Незнайка.
Воспитатель: Ребята, что же делать? Надо выручать Незнайку. Он там совсем один и ему наверное очень страшно в незнакомом месте?
-хотите помочь Незнайке вернуться на Землю? А как можно это сделать?
(ответы детей)
-Придется нам стать спасательным отрядом космонавтов. Вы готовы?
Значит надо подготовиться к полету.
Шлем проверим. Удобно ли сидит на голове? (повороты, наклоны головы). Хорошо ли пристегнуты молнии, пряжки, различные застежки? (повороты туловища, наклоны). Как сидят перчатки на руках? (круговые вращения руками). Сапоги не жмут? (шаг, на носочках, пяточках). Хорошо ли дышится в скафандре (вдох, выдох).
Воспитатель: Молодцы! К полету готовы? (ответы). Скафандры проверили, что еще нам для полета в космос нужно? (ракета, или космический корабль). Посмотрите как нас много и такого количества ракет нам точно не построить, да и в космос нас никто не отпустит, правда ребятки? Малы мы еще. Но мы можем нарисовать собственную ракету, на которой бы хотелось отправиться в космос. Поучимся рисовать ракету?
Но сначала надо вспомнить из каких частей состоит ракета.
(корпус ракеты - треугольной формы; иллюминаторы – круглые, ножки у ракеты – треугольной формы)
Кажется, у меня где-то была картинка ракеты. Ой! Кто же ее испортил и перепутал все части.
Что же делать? Вы поможете мне ее собрать?
Игра «Собери целое»
Спасибо вам за помощь! Теперь мы можем приступить к работе.
А сейчас, дети, нарисуйте каждый свою ракету, используя разные цвета. Обратите внимание, что ракета в полете летит в наклонном направлении. Рисовать мы будем восковыми мелками, а затем поверх рисунка нанесёте акварель.
Звучит спокойная «космическая музыка».
Воспитатель помогает советами в составлении композиции рисунка. Напоминает технику рисования: делать нажим на восковой карандаш, чтобы след от него оставался ярким и четким. Помогает советами цветовых решений, поощряет самостоятельность, творческий подход, инициативность.
Воспитатель: Ну, вот наши ракеты готовы к полету. Нам надо поторопиться, ведь Незнайка ждет нашей помощи. Все готовые работы воспитатель раскладывает на столе.
Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой)
Мало времени для взлета, (маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд. (ноги врозь – руки на поясе)
Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на месте)
Опустел наш космодром. (приседают на корточки)
Начинаем обратный отчет: «5,4,3,2,1. Пуск!»
Под космическую музыку представляют полет и встречаются с Незнайкой.
Кукла Незнайка благодарит детей за спасение.
-Как же вы меня нашли? На чем же вы сюда добрались (рассказ детей)
Покажите мне свои ракеты? вместе с детьми рассматривает.
Спасибо вам ребята! Я не просто так гулял по Луне, а собирал там лунные камни. И за свое спасение хочу подарить вам по камушку!
Ну,что ребята мне пора. Побегу в Цветочный город к своим друзьям, расскажу им о своих приключениях. Пока!
Воспитатель: Молодцы, дети! Все хорошо постарались. Путешествуя по космическому пространству, мы увидели много интересного и вам, будет, о чем рассказать своим близким.