Елена Баришполь
Занятие учителя-логопеда в подготовительной группе с элементами экспериментальной деятельности «Звук. Свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие учителя-логопеда в подготовительной группе с элементами экспериментальной деятельности
Тема занятия : «Звук. Свойства звука.»
Цель: Развивать познавательную инициативу детей, учить устанавливать причинно-следственные отношения, познакомить детей с таким физическим явлением, как звук, а также с причинами возникновения звука, его ролью в жизни человека и животных.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательный интерес к окружающему миру и физическим явлениям;
Публикация «Занятие учителя-логопеда в подготовительной группе с элементами экспериментальной деятельности „Звук, Свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- формировать знания детей о физической природе звука с помощью опытов; - тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования;
- формировать умение систематизировать и объяснять полученные данные;
Коррекционно - развивающие:
- развивать общую, мелкую, моторику, мимику, голос; фонематический слух; внимание, память, мышление;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- расширять кругозор детей путем практического опыта.
Воспитательные:
- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание прийти на помощь;
- способствовать созданию радостного эмоционального настроения у детей.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Материал и оборудование: стол маленький, таз с водой, камешки; аудио запись звуков «Деревня», «Дождь», «Птицы» «Шум леса»; стаканы с водой, тампоны для ушей по количеству детей; мячи по количеству детей; металлофон, палочка деревянная; магнитная доска, магниты, картинки: «Летучая мышь», «Эхолот», «Три Медведя», «Органы артикуляции», «Голосовые связки»; свирель, бумага для трубочки; Воздушные шарики по количеству детей; Пластмассовый стакан, резинка в форме колечка. аудио запись п. И. Чайковский «Времена года. Апрель».
Ход занятия
1. Водная часть.
Дети сидят на стульях полукругом.
Логопед: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро, ребята!
Логопед: Ребята, я предлагаю вам послушать тишину. Что можно услышать в тишине? (Ответы детей)
Логопед: Закройте глаза. Прислушайтесь. (Звучит аудио запись звуков «Деревня», «Дождь», «Птицы» «Шум леса») Что вы услышали? (Ответы детей)
Логопед: Вы же не видели то, о чем говорите? Как вы догадались, что это дождь, птицы поют… (Услышали, определили по звуку.)
Логопед: Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он. И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах. Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков». Цель нашей поездки: Узнать откуда берется звук? Где он прячется? Что требуется для его распространения? Какие бывают звуки?
2. Как образуется звук.
Опыт с водой и камешками
Логопед: Пройдите к столу. Я брошу камешки в чашу. Что увидели? (по воде расходятся круги, похоже на волны)
Логопед: То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она в основном по воздуху.
Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Опыт с мячами. Дети проходят к мячам.
Логопед: Теперь возьмем мячи, отобьем с дальнего и с близкого рас-стояния. Что происходит с мячиком после того как мы ударили по мячу рукой? (он отталкивается от пола и возвращается к нам)
Логопед: Когда мяч к нам возвращается быстрее? (когда ударяем с близкого расстояния)
Логопед: А когда возвращается дольше? (когда ударяем с дальнего расстояния)
Логопед: Обратите внимание, что похожее явление происходит и со звуками : долетая до твердых предметов, звуки возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них.
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
Логопед: Пройдем дальше. Посмотрите на картинку и скажите, кто на ней изображен? (Летучие мыши) (Дети рассматривают изображения летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши- это животные, они плохо видят, ведут ночной образ жизни.)
Логопед: Правильно, летучие мыши очень плохо видят и передвигаются не с помощью зрения, а с помощью звука. Они издают звук, звук к ним возвращается и мыши не наталкиваться на предметы и друг на друга, так же с помощью звука они измеряют расстояние.
Логопед: Используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор — эхолот, который необходим морякам.
Логопед: Что можно делать с помощью этого прибора? (можно измерять глубину моря, посылая звук ко дну и принимая его обратно, узнавать где большие скопления рыбы, где находятся затонувшие корабли).
3. Потрогать звук.
Опыт с трубочками.
Логопед: Пройдите к столу, присядьте на стулья. Логопед играет на свирели.
Логопед: Вы слышите звук? (Да). Можете его почувствовать, потрогать? (Нет). Хотите почувствовать звук? (Да). Логопед раздает бумагу.
Логопед: Сверните бумагу в трубочку и подудите в нее. Что вы чувствуете? (ответы детей). Вы почувствовали движение воздуха в трубочке, ощутили вибрацию бумаги. Звуковая волна распространилась во всех направлениях по трубочке, встретила преграду – стенку трубочки и заставила ее дрожать. Мы смогли потрогать звук. Ощутить его.
4. Как мы слышим звук.
Рассказ о слуховом аппарате. Антонимы.
Логопед: С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки?
-Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Наше ухо сложный прибор. Оно улавливает звуковые волны и направляет их на барабанную перепонку - очень чувствительную мембрану, которая под действием звука начинает колебаться. Эти колебания передаются на внутреннее ухо. Оттуда звук, в виде нервных импульсов отправляется в мозг и там обрабатывается.
Логопед: Слышали ли вы как про кого – то говорят: «У него ушки на макушке?» (Да). Где у человека расположена макушка? Что у человека находится на макушке? Где у человека расположены уши? Кого же имели в виду, употребляя такое выражение? (Ответы детей).
Логопед: Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.
Логопед: Еще вопрос: «В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?» (Красная шапочка) - У кого она интересовалась? (У волка) - Что ответил Красной Шапочке волк? (Чтобы лучше тебя слышать)
- Зачем зверям такие большие уши? (зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слушание спасает их от опасности.)
5. Распространение звука в различных средах. Громкие и тихие звуки.
Логопед: Кто из вас знает, как распространяется звук? (Ответы детей)
Проведем эксперимент : произнесите по очереди любой звук. …. Сейчас звук распространился по воздуху, как волны по воде. Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху.
Продолжим:
1. Возьмите себе один тампон 2. Закройте им правое ухо.
3. Левое ухо прислоните к емкости с водой. 4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость. Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? Выполняем.
(Дети выполняют по алгоритму. Логопед интересуется, СКОЛЬКО камушков она бросила в емкость).
Логопед: Как вы догадались, вы же не видели? (Ответы детей)
Логопед: Где распространился звук? (Звуки передавались по воде.)
Сделаем вывод: звук может распространяться по воде.
Логопед: Продолжим выяснять в какой еще среде распространяется звук.
Проведем эксперимент : Звучащий стакан. 1. Возьмите стакан с резинкой. Побренчите натянутой резинкой как струной. Что произошло? (Услышали звонкий звук) 2. Приложите стакан дном к уху. Побренчите натянутой резинкой как струной. Что произошло? (Слышен громкий звук.)
Логопед: Какой звук был сильнее, когда просто держали стакан в руке, или когда его прислонили к уху?
Логопед: Как звук добрался до уха в первый раз? Как звук добрался во второй раз? По какому предмету он бежал? (по стакану). Стакан мы к какой среде отнесем: водной, газообразной или есть другая среда? (это твердая среда.)
Логопед: Мы выяснили, что звук передается по воздуху, по воде и по твердому телу.
Логопед: Ребята, а вас не удивило то, что звук, который бежал по стакану был сильнее чем звук, который бежал по воздуху? Хотите знать почему? (Да)
Логопед: Поиграем. Хочу вам сказать, что любая среда: газообразная, водная или твердая состоит из молекул. Чтобы вам было понятнее, представим, что молекулы – это маленькие человечки.
Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Человечки стоят близко друг к другу. Постройтесь в шеренгу.
А вторая команда – человечки воздуха (по воздуху в первый раз шел звук). Как вы должны стоять? (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе). Разбегитесь по всей группе.
Логопед: Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!». Посмотрим, кто быстрее.
Логопед: Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)
Логопед: Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее?
( Ответы детей: потому что человечки твердой среды стоят близко друг к другу).
6. Звуки громкие – тихие.
Опыт с воздушными шарами
Логопед: Тихий звук может наделать много шума, если вы воспользуетесь хорошим проводником звука. Мы проведем эксперимент с воздушным шариком и своими собственными ушами, чтобы узнать, как это работает.
Держите шар близко к уху и слегка постучите ногтем, с другой стороны.
Что происходит? (Ответы детей). Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум.
Когда вы надули шарик вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.
Логопед: А что будет, если шарик лопнет? (Громкий звук, хлопок, взрыв)
Логопед: Проверим? Лопайте ваши шарики. Когда лопается шарик (или ты лопаешь иголкой, то слышен не взрыв шарика, а резкое высвобождение воздуха из него.
7. Высокие и низкие звуки.
Интонационная выразительность. «Три медведя».
Логопед: Ребята, вы помните сказку «Три медведя». Какой голос у Михайло Ивановича? (Дети изображают медведя.) Его голос похож на низкий звук.
Логопед: Какой голос у Мишутки? (тоненький) (Дети изображают Мишутку.) Его голос похож на высокий звук.
Логопед: Какой голос у Настасьи Петровны? (обычный) (Дети изображают Настасью Петровну.)
8. Звуки речевые и неречевые
Логопед: Еще звуки бывают речевые и неречевые. Кто или что издает речевые звуки? (Речевые звуки произносит только
человек, когда разговаривает.)
Логопед: Кто и что издает неречевые
звуки? (издают животные, птицы,
транспорт.) А мы можем издавать
неречевые звуки? (хлопать в ладоши,
топать ногами, щелкать пальцами.)
Какие еще неречевые звуки вы можете
назвать? (шелестят листья на деревьях,
чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, журчит вода в речке, дует ветер, дождь стучит по крыше дома, звуки природы).
Правильно, неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.
Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи
Опыт. «Откуда берётся голос?»
Логопед: Предлагаю вам «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Логопед: Откуда выходили громкие звуки? (Из горла). (Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в горле что-то дрожало, шепотом – дрожания не было.)
9. Органы артикуляции.
Логопед: Что помогает произносить речевые звуки? (Органы артикуляции.)
Логопед: Какие органы артикуляции вы знаете? (картинка)
Логопед: Очень важный артикуляционный орган – это голосовые связки.
(демонстрация изображения/макета)
Логопед: голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дернуть сильно за нить, она порвется). Разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
10. Итог занятия
Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов). С мячом.
Логопед: Подведем итог занятия. О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей). Поиграем с мячом. Я бросаю мяч, говорю какой бывает звук, а вы бросаете мяч мне и отвечаете словом наоборот.
высокими – низкими
тихими - громкими
нежными - грубыми грубыми – нежными
долгими – короткими
радостными-грустными А еще звуки бывают :
теплыми – холодными
приятными- неприятными
Звуки бывают :
Логопед: Вы сегодня много узнали. За вашу кропотливую, отличную работу я хочу предложить вам посмотреть мультфильм. Внимание на экран. ( Просмотр видео: Серия «Фиксики – Советы - Опыт со звуком» Длительность: 1 мин 30 сек.)
Логопед: Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.