Наталья Данькова
Консультация для воспитателей «Круги Эйлера»
▼ Скачать + Заказать документы
Круги Эйлера. Консультация для воспитателей.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду на занятиях по развитию речи. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаю схематично, с помощью пиктограмм.
Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания, развивается речь, память и мышление.
Коррекционно-логопедическая работа с использованием кругов Эйлера
выстраивается в несколько этапов, с постепенным усложнением.
Для начала объясняю детям, что означает «положить в круг», и что такое
«положить предмет вне круга». Например: положите картинки с красными
предметами в круг. Остальные предметы в этот круг не входят, они – вне круга.
Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.
Пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств
сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились живые объекты, а в другом – неживые. Классификация предметов.
Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися.
Следующее задание: положите в один круг ягоды, а в другой – красные объекты.
Когда какие-либо предметы входят и в первое множество и во второе, круги
будут пересекающимися, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении
кругов, так как у них есть общие признаки.
Пусть в большом круге находятся разные животные, а в малом только
домашние. Подумайте и ответьте, как будут располагаться данные круги
относительно друг друга?
То есть все объекты одного множества входят в другое, и модель будет
представлять собой вложенные круги.
Только после того как дети научились строить довольно сложные модели с
несколькими кругами, предлагаются задания для развития связной речи, в том числе составление описательных и сравнительных рассказов. Различия описываемых предметов указываем в кругах. Сходства предметов, указываем в пересечении колец.
Рассказ составляется по заранее приготовленному плану. Сходства и различия изображаем схематично при помощи мнемотаблицы.
Пример: сравнительный рассказ об апельсине и лимоне.
Сначала выделим сходные признаки: где растет, размер, что снаружи, что
внутри, сочность, аромат. Затем выделяем различия: цвет, форма, вкус, что можно приготовить.
Сходства:
- У меня апельсин. Он растет в саду на дереве – это фрукт.
- У меня лимон. Он растет в саду на дереве – это фрукт.
- Апельсин – фрукт среднего размера.
- Лимон тоже.
- Снаружи у апельсина кожура.
- И у лимона кожура.
- Апельсин очень сочный и ароматный.
- И лимон сочный и ароматный.
Отличия:
- Апельсин круглый.
- А лимон овальный.
- Апельсин оранжевого цвета.
- А лимон жёлтого цвета.
- У апельсина кисло-сладкий вкус.
- А у лимона – очень кислый.
- Из апельсина можно приготовить апельсиновый сок.
- А лимон можно добавлять в чай.
Наглядность, образность схемы, возможность практических действий с ее
элементами, способствуют активизации речевых проявлений. Играя, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, находить сходства и различия, отгадывать их по описанию, группировать предметы по различным свойствам, при этом обогащается словарный запас. Таким образом, отмечается практическая значимость кругов Эйлера в развитии связной речи дошкольников.