Пурюшина Елена Николаевна
Конспект занятия-путешествия «Хрустальная вода Троицкого родника» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие – путешествие по духовно — нравственному воспитанию «Хрустальная вода Троицкого родника». Возраст детей: 6-7 лет.
Пояснительная записка:
Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций,
Публикация «Конспект занятия-путешествия „Хрустальная вода Троицкого родника“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родник. Все о родниках для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
уважения и любви к своим родным, близким и тому, что окружает нас. Привязанность и любовь к родным местам, желание беречь, сохранять и преумножать богатства и традиции своего народа- есть основа того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство - чувство любви к своей малой Родине, которое возможно только при условии активного взаимодействия с окружающим миром.
Практика последних лет показывает, что значительные ресурсы социального становления и духовно-нравственного воспитания дошкольников скрыты в национальных традициях и культуре. Именно они доносят до нас моральный
и духовный опыт предшествующих поколений, способствуют формированию
нравственного облика человека, развитию важных гуманистических черт
личности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является
накопление социального опыта жизни в своем посёлке, усвоение, принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру природы. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно –экологическим своеобразием родного края.
На земле немало замечательных известных мест, которые покоряют красотой своей природы.
И, чтобы постичь всю красоту мира, мы должны осознать красоту природы, которая окружает нас – бабочка на ромашке, бегущие по небу облака, легкое дуновение ветерка, журчащая струя родника, то есть наша малая родина. Это происходит через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные возрасту.
Цель: Приобщение детей к духовно - культурному наследию родного края.
Задачи:
- Познакомить детей с родником, находящимся на территории поселка Ардатов;
- Вызывать интерес к истории возникновения источника (родника);
- Ввести в активный словарь следующие понятия: родниковая вода, родник, купель;
- Формировать основы природоохранительных навыков по охране родников на территории поселка;
- Обеспечить продуктивную деятельность, через создание коллективного плаката (коллажа);
- Воспитывать духовно-нравственные чувства через раскрытие значения родника в жизни человека.
Методы:
Наглядные – рассматривание картинок, демонстрация видеоролика;
практические – игра;
словесные – рассказ, познавательная беседа, вопросы, чтение.
Материалы и оборудование:
Интерактивное оборудование (ноутбук, экран, проектор);
компьютерная презентация, видео – ролик;
аудиозапись журчания ручья, песня «Живи родник, живи!» С. Беликова; карточки с обитателями рек;
мягкие модули;
бумага – ватман, цветные карандаши, краски, цветная бумага (для создания социального плаката (коллажа) «Мир родника»).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Педагог предлагает детям подойти к ней и обращает их внимание на экран.
Слайд №1.
Воспитатель читает стихотворение.
Есть, возможно, уголки красивей,
Есть богаче, шире есть края -
Только мне из всей моей России
Ближе всех – Ардатовская земля!
- Ребята, я очень люблю путешествовать по родному краю, а вы любите?
- А с кем вы путешествуете? (ответы)
- А, как вы думаете, что значит путешествовать? (рассуждения детей)
- Да, ребята, это когда с вами рядом родители, друзья, природа, познание своей Родины, это постоянные открытия новых мест.
- А вы хотели бы со мной сейчас отправиться в путешествие в одно из таких замечательных мест?
- А куда, вы узнаете – отгадав загадку:
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой.
Дети: Это родник!
- А что вам известно о родниках? (рассуждения детей)
- Родник — это ручей. Он бежит, журчит холодной водой и летом, в жаркую погоду, родник является источником прохлады.
- В нашем Ардатовском районе очень много родников и к одному из них мы отправимся в путешествие по реке.
Слайд №2.
- А на чём мы отправимся путешествовать по реке? (На корабле, катере, лодке)
Дети делают вывод, что путешествовать они будут по реке на «корабле».
- Но у нас нет корабля. Как нам быть?
(Дети предлагают построить «корабль» из мягких модулей)
- Да, мы можем использовать мягкие модули и стулья. Тогда – за дело!
- Молодцы! У нас получился замечательный прогулочный корабль, на котором всем хватит места.
- А теперь давайте выберем капитана (дети выбирают капитана при помощи считалки). А мы с вами будем пассажирами.
- Поднимайтесь на борт и занимайте свои места.
- Капитан! На мостик! Давай команду к отплытию!
(«Поднять якорь! Полный вперед!»)
- Мы отплываем.
Слайд №3 (река Леметь, звуки реки).
- Дети, а как называется река, по которой мы плывем? (река Леметь).
- Река Леметь длинная и местами широкая. Вода чистая, прозрачная и светлая. Поэтому в реке водится много рыбы. Каких речных рыб вы знаете? (ответы детей: карась, щука, окунь). На берегах реки можно встретить водяную лягушку, жабу. Также можно встретить: мышей, ящериц, ондатр. Из птиц встречаются: утки, чайки, цапли. (Показ картинок)
Игра «Обитатели реки»
- Ребята, вам нужно быть внимательными, чтобы не пропустить появление различных обитателей реки. Я буду показывать карточки с изображением различных растений и животных, которые обитают на реке Леметь. Если я показываю и называю растение, вам нужно повернуться налево (посмотреть на левый борт вниз, если животное – посмотреть направо; вверх – если названа птица, вниз – если назван зверь.
Слайд №4.
- Посмотрите, дети, какие красивые берега у реки Леметь. Давайте сойдем на берег, прогуляемся к роднику пешком, полюбуемся природой (сходим на берег).
- Мы с вами находимся в заречной части нашего посёлка. Обратите внимание (экран), какая красота окружает нас с вами в пути. Вдалеке виднеется лес. Вокруг растут травы и цветы, а по небу плывут красивые облака.
Слайд №5 (Часовня).
- И вот мы приближаемся к часовне, которая стоит на краю оврага. Ребята, часовня - это небольшое церковное здание, где верующие люди могут зажечь свечи и помолиться. Посидеть на лавочке и отдохнуть, полюбоваться природой.
Звучит журчание ручья.
- Слышите, какой-то звук. Как вы думаете: что это такое? (рассуждения)
- Правильно это журчит ручеек.
- А ручеек этот из родника.
- Вниз по овражку идёт тропинка к роднику.
- Возле родника пышно разрастаются лесные кусты. Здесь высокие сочные травы, много крупных цветов.
- Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)
- Потому что там растениям всегда хватает живительной влаги!
Слайд №6 (Купель).
- Ребята, посмотрите, здесь построена купель. Люди не только пьют воду из этих источников, но и оборудуют купели, (Слайд №7)
чтобы можно было все тело погружать в воду, т. е. искупаться.
- На Руси издревле принято освящать родники. Вот и наш родник много лет тому назад был освещен в православный праздник Троицы. И с тех пор его называют «Троицкий». Вода родниковая очень полезная, целебная. Люди об этом знают и, заботясь о своем здоровье, используют эту воду в пищу. Раньше, в давние время родниковой водой умывались, красны девицы для сохранения красоты и молодости. Добры молодцы, справедливо считали, что она дает силу и отвагу. Считается, от природы родниковая вода дарит энергию тем, кто ее пьет.
- А теперь давайте немножко отдохнём и поиграем.
Родничок меж трав бежит (бег на месте)
Тихо по камням журчит:
С камешка на камень – скок
Прыгает наш родничок (дети прыгают)
Родничок наш изогнулся,
Влево, вправо повернулся (повороты в стороны)
Между кочек затаился (приседают на корточки)
Вверх на горку заискрился (поднимаются)
Снова быстро побежал, (бегут на месте)
В реку широкую упал! (дети все сбегаются вместе, образуя реку)
- Подойдем к тому месту, где вода из родника попадает в водоём.
Слайд №8.
- Посмотрите, вот и родник, из трубы родниковая вода попадает в землю, (Слайд №9) люди сделали деревянный, низенький колодец.
- А вы хотели бы узнать, как образовывается родник. Тогда давайте посмотрим на схему.
Слайд №10.
(Поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины)
- Упала на землю капля дождя, в ручей не скатилась, в воздухе не испарилась, а просочилась и ушла в грунт. Прошла через слой почвы и песка, и дошла до глины. А глина не пропитывает и не пропускает воду, а много капель соберется, они по наклонной поверхности стекают вниз, пока не найдут выход из земли. Этот выход называется родником. Родник, из которого вытекает маленький ручей, может стать началом реки. -
- Вот и забил тонкой струйкой родничок!
- Вода в роднике всегда чистая и прохладная, так как пробираясь из-под земли она не успевает нагреться, а земля служит для воды фильтром, через который она очищается.
- Давайте встанем в круг и придумаем хорошие, красивые слова к слову «родник» (каким он может быть).
- Ребята, усилиями местных жителей на территории родника наведён порядок. Ведь сюда, чтобы полюбоваться здешней природой и набрать целебной водички из природного источника, приезжают и приходят люди издалека. Возле родника нельзя мусорить, мыть в источнике грязную обувь, нельзя преграждать дорогу воде, бросать камни, палки и т. д. Родник – это источник чистой питьевой воды.
- Дети, но есть одна проблема: не все люди с добром к роднику приходят. Вот бы нам с вами придумать такой плакат, чтобы каждому было понятно, что родник нужно беречь.
- А, чтобы вы смогли изобразить на этом плакате? (рассуждения детей)
- Но, чтобы нарисовать плакат, мы должны с вами возвратиться в детский сад. Святой источник стал ещё одним живописным уголком нашего посёлка Ардатов. Надеюсь, что вы ещё не раз сюда вернётесь.
Дети «садятся» в «корабль» и возвращаются в детский сад.
- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие к роднику?
- Как называется источник? Почему?
- Что вам понравилось больше всего? Почему?
- Хотите ли вы ещё раз посетить источник? Почему?
- Должны ли люди заботиться о родниках? Как мы можем это сделать? (рассуждения детей)
- Молодцы, давайте вместе с вами нарисуем плакат (коллаж) для людей, которые приходят на наш родник, чтобы он послужил нам долго-долго и радовал всех жителей поселка своей чистой и полезной водой.
Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы должны сберечь с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
- Пусть всегда будут чистыми все родники. Ведь это наша природа и беречь ее наш долг.
Звучит песня: «Живи родник, живи!» С. Беликова.
Создание социального плаката «Мир родника» с последующим размещением на территории Троицкого родника.