Елена Пыльнова
Конспект занятия для подготовительной группы «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для подготовительной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №59» г. Новомосковск, Тульской области.
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности.
Тема: «Волшебница – Вода»
воспитатель:
Пыльнова Е. И.
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Волшебница Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Задачи:
1. Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки). Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
2. Развивающие: способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Воспитательные: продолжать воспитывать культуру поведения; создать условия для воспитания бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Использование современных образовательных технологий: ИКТ – технология, ТРИЗ – технология, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика).
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, стеклянные баночки (узкая и широкая, кубик, шарик, пластиковые стаканчики, вода, молоко, лимон, сахар, соль, мел, картинки, гуашь, кисточки, ватман, сувениры – капельки.
Предварительная совместная деятельность: Беседы о воде, её роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях»; использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки»; чтение художественной литературы; разгадывание загадок; наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок; прослушивание музыкальных произведений: А. Филипенко «Дождик», Н. Кувшинникова «Гроза»; эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег»
Ход совместной деятельности: Дети входят в группу и садятся на свои места под музыку журчание ручья.
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться.
Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. Мы сегодня будем учёными – исследователями. А чем занимаются ученые? (ответы детей).
Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. Ну что же, ребята, мы с вами начинаем нашу работу. Послушайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
- Правильно, это глобус. А что такое глобус? (слайд №1)
(Глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.)
- А что можно увидеть на глобусе? Что мы можем узнать о нашей планете?
(Глобус показывает форму планеты, она круглая. Мы видим расположение морей, океанов и суши, т. е. материков.)
- А как вы думаете, почему на глобусе так много синего цвета? Что обозначено этим цветом? (Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки, озера).
- Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
- Действительно, ребята, наша планета на 2/3 состоит из воды. А что вы знаете о воде? Какой она бывает?
- Кому нужна вода? Зачем она растениям? А животным?
- Как человек использует воду?
- А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, но не вся она пригодна для питья? Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек. Но сначала речную воду очищают на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют).
- А какая река берёт начало в нашем городе? (Дон).
- Физкультминутка:
- Предлагаю нам всем отправиться на Дон. (слайд №2)
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин,
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Где можно встретить большое количество воды? Отгадайте мои загадки. (слайд №3)
Загадки:
1. Течет, течет — не вытечет. Бежит, бежит — не выбежит. (Река)
2. Кругом вода, А с питьем беда. (Море)
3. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
4. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды — В нем все отражается.
Как это зеркало называется? (Озеро или пруд)
Воспитатель: Ребята, чтобы понять, что такое вода, я приглашаю вас в лабораторию. Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Опыт №1.
Какой формы вода?
На столе куб и шар.
- Какой формы эти предметы?
- А имеет ли форму вода? Возьмем узкую баночку, наполним ее водой. Перельем в широкую банку. Что заметили? Форма, которую принимает вода, все время меняется.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №2.
Какого цвета вода?
- Возьмем 2 стакана: с водой и молоком. Поставим стаканы на картинку. Что замечаем?
Вывод: Через воду картинка видна, а через молоко нет. Значит вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета.
- Но прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого возьмем гуашь. Постепенно добавляя краску, мы видим, что прозрачность воды изменяется. Поставим на картинку. Она не видна.
Опыт №3.
Вода – растворитель.
- Ребята, есть ли у воды вкус?
- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
- Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые вещества. Итак, попробуем растворить в воде сахар, соль, мел. Что мы видим?
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества.
Опыт №4.
Имеет ли вода запах?
- Ребята, определите, есть ли запах у воды?
- А теперь попробуем добавить в воду лимон. Что заметили теперь?
Вывод: У воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами, вода может приобрести запах.
Опыт №5.
Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)
- Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?
- А где ещё можно увидеть своё отражение?
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)
-Какой делаем вывод?
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?
Примерные ответы детей:
- Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.
- Молодцы, ребята!
Воспитатель: А вот подумайте, ребята, вода это хорошо или плохо? Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
- Ребята, вода хорошо - почему?
Примерные ответы детей:
- Вода – хорошо, потому что можно купаться.
- Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
- Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
- Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т. д.
- Ребята, вода – плохо - почему?
Примерные ответы детей:
- Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
- Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
- Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется вода в кране? (Ответы детей). Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет, не кончается. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А как попадает вода в реку, я вам расскажу? Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, чтобы понять как это происходит, мы поиграем в волшебную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь.) Покрутись, повернись, в капельку превратись. Я буду — мамой Тучкой, а вы — мои детки капельки, вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Воспитатель: Чтобы лучше всё запомнить, мы нарисуем плакат «Путешествие капельки воды». Но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Закапали капли, Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь Постучать четырьмя пальцами.
Он льет как из ведра! Стучим сильнее.
Пошел град, Косточками пальцев выбиваем дробь.
Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.
Гремит гром! Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.
Все быстро убегают домой, Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.
(Коллективное рисование.)
Воспитатель: Ребята, воды у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
- Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
- Не мыть в водоемах машины.
-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
Воспитатель: Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А вы любите фокусы? Тогда - смотрите!
-У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова : «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).
- И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).
- Попробуйте показать такой фокус дома.
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях. Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).