Попова Ирина
Конспект занятия-путешествия «Богатырскими тропами» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование познавательного интереса детей к литературно-былинному жанру, русской культуре, чувства принадлежности к своей стране.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать духовно-патриотические и культурно-нравственные качества;
формировать доброжелательные чувства, взаимопомощь, эмпатию.
Образовательные:
активизировать словарь по теме, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи;
развивать связную речь;
формировать звуковую аналитико-синтетическую деятельность.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия-путешествия „Богатырскими тропами“ в старшей группе» размещена в разделах
развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми и взрослыми;
развивать внимание, мышление, память, общую моторику;
формировать ориентировку в пространстве с проекцией на плоскость.
Предварительная работа: чтение былин и сказок; рассматривание иллюстраций по теме и репродукций картин В. Васнецова; просмотр фильмов и мультфильмов по теме в домашних условиях.
Словарная работа: горница, око, чадо, перст.
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, слайды с изображением былинных героев, видов природы, аудиозаписи русских народных песен, «путевой» камень, дидактическое пособие «Сложи узор», «самоцветы», вырезанные из фольгированного картона шестигранники.
Ход занятия:
1) Вводная часть
Воспитатель.
Приготовились в пятницу вечером ребятушки
Показать свою удаль молодецкую,
И собрался в нашем зале народ честной
Поддержать дружину богатырскую.
Что ж, нелегкие предстоят нам испытания,
Подойдите-ка, ребятушки, вы к камню путевому
И решите, куда путь сначала держите.
А на камне путевом написано:
«Направо пойдешь: в лес дремучий попадешь».
А чтобы нам на месте очутиться, скажем заклинание волшебное: «Раз, два, три, повернись, в нужном месте окажись» (дети выполняют действия)
Оказались мы в дремучем лесу.
Сегодня нам предстоит встреча с героями земли русской. Давайте с помощью описаний угадаем о каких героях идет речь.
Воспитатель зачитывает описания богатырей из былин. Задача детей угадать о ком речь.
«По всему Киеву о … слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав … спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит» (Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча») (дети называют богатыря – Добрыня Никитич)
«Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет … не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у … ноги резвые, и парень - крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут. Так год минул и другой прошел. Время быстро идет, как река течет. Тридцать лет да еще три года недвижимо … в избе просидел» (Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца») (дети называют богатыря – Илья Муромец)
«… грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой … не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял. Вот подрос … до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме» (Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеевич») (дети называют богатыря – Алеша Попович)
На экран выводятся портреты богатырей.
Воспитатель. Итак, ребята, сегодня наше занятие посвящено богатырям земли русской.
2) Основной этап
Воспитатель. Чтобы обратно вернуться к «путевому камню», нужно самоцветы найти, которые помогут нам из дремучего леса выбраться.
1. Работа с кубиками «Сложи узор».
Дети строят дорожку из трех кубиков: красного, желтого или синего цвета – по желанию. По команде воспитателя дети закрывают глаза. В это время под один из кубиков педагог кладет «самоцвет». Дети открывают глаза. По инструкции воспитателя: «Если у тебя красная дорожка – найди самоцвет справа. Если у тебя синяя – слева. Если у тебя желтая – посередине» дети находят «самоцветы» под одним из кубиков.
Все «самоцветы» дети складывают в шкатулку и выходят из дремучего леса.
Воспитатель. Ну молодцы, ребята, пора нам к путевому камню возвращаться.
2. Эстафета «Скачки»
Материал: игрушечные лошади-трости.
Можно и дальше в путь-дорожку отправляться. Только какой же богатырь без коня? Вот мы сейчас посмотрим, как наши молодцы и девицы в седле держатся. Начнем наши состязания. Вам нужно до «путевого камня» на коне доскакать и вернуться обратно.
Проводится эстафета «Скачки».
Воспитатель. Вот вернулись мы к «путевому» камню. Прочитаем, какое на последней дорожке испытание написано:
«Прямо пойдешь:
Почай-реку перейдешь».
А чтобы нам на месте очутиться, скажем заклинание волшебное:
«Раз, два, три, повернись, в нужном месте окажись».
3. Словарная работа
Дети садятся на стульчики полукругом. Чтобы через реку перебраться, нужно объяснить значение старинных слов (дети знакомились с этими словами во время чтения былин). Перед детьми шкатулка-сундучок, где «спрятались» устаревшие слова : горница, око, чадо, перст.
Педагог читает отрывки из художественных произведений, а дети говорят, как сейчас мы называем то, что они означали в старину. За каждый верный ответ на рисунке реки появляется дощечка моста, по которому потом можно будет ее перейти.
3) Рефлексивный этап
Воспитатель. Богатыри русские умели не только Родину защищать, но и веселиться. Сейчас мы поиграем в игру «Передай булаву».
Дети стоят в кругу. Звучит команда: «А сейчас не зевай, булаву передавай». Под русский народный наигрыш дети передают друг другу кегли. Музыка обрывается. Участники, у которых в руках остались кегли, танцуют в центре круга. Не раз приходилось нам с разными препятствиями на пути встречаться, но вы, как настоящие богатыри, со всем справились.
С какими испытаниями вам было трудно справиться, с какими легко?
Какие качества помогли вам преодолеть все препятствия? Смогли бы вы в одиночку справиться со всеми трудностями?
Дети отвечают.
Тогда давайте поблагодарим друг друга за помощь и встанем в круг дружбы. Дети становятся в круг и соединяют руки, улыбаясь друг другу.