Людмила Рулёва
Занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Формирование правильного произношения звука Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по звуковой культуре речи в средней группе
«Формирование правильного произношения звука Ч»
Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч»
Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
Публикация «Занятие по звуковой культуре речи в средней группе „Формирование правильного произношения звука Ч“» размещена в разделах
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;
Методы и приё мы: словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (артикуляционная гимнастика).
Наглядный материал: картинки с изображением предметов со звуком Ч.
Ход занятия
I. Организационный момент
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем мы с вами отправимся вы узнаете из загадки:
«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу»
-Кто это? ( дети: паровоз).
Правильно Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.
Приготовились? Поехали! Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.
Приехали! Вагончики паровозик отцепил (дети садятся)
II. Артикуляционная гимнастика.
Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.
а) артикуляционные базовые упражнения
1. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.
2. Артикуляционное упражнение «Чашечка»
Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).
3. Артикуляционное упражнение «Грибочек»-большой и маленький
Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.
Теперь я вижу вы готовы.
III Знакомство со звуком Ч.
а) - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаё т: ч-ч-ч
- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч :
губки округлены
зубки не смыкаются
язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносим звук Ч
Наш звук играет с ветерком.
Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?
б) совместная и индивидуальная работа с детьми.
Произносим все вместе, по отдельности (отрабатываем правильное произношение звука : по частоте его произношения и силе)
IV Развитие фонематического слуха
а) – А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук Ч : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С
б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч : ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ
в) – И последнее, я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч : девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.
- Молодцы, хорошо справились с заданием!
V. Физминутка.
Что-то засиделись мы ребята, пойдемте, порезвимся.
Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!
VI. Автоматизация звука Ч в слогах и словах
а) - Паровозик любит сочинять разные стихотворения. Я буду говорить, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют:)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.
Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.
б) – Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Если знаете ответ - поднимайте руку.
Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка.
VIII Итог занятия
С каким звуком мы играли?
А как мы научились его произносить! (ответы детей).
Наше путешествие закончилось-пора возвращаться.