надежда богомолова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
открытое занятие "извержение вулкана"
07 декабря 2017
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)
Богомолова Н. В
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)
Программные задачи:
1. Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности, „Извержения вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Расширять перспективу развития поисковой – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность,
самостоятельность)
Активизация словаря: (вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава)
Оборудование:
• слайды с изображением вулканов;
• карта России;
• поддоны;
• макеты вулкана ;
• сода;
• уксус;
• моющая жидкость;
• чайные ложки;
• карточки-схемы;
• салфетки.
Предварительная работа: изучение темы:
Методы и приё мы:
- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение
энциклопедического материала, педагогическая оценка.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа,
использование карточек-схем.
- практические: элементарные опыты, моделирование.
Ход занятия:
Воспитатель- Ребята утром я получила письмо.
Хотите знать от кого оно?
Дети –да!
Воспитатель-письмо от Лунтика
С вами очень хочет встретиться Лунтик, но у него не получается и прислал вам загадку.
Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Дети-вулкан
1 слайд
Лунтик. – Я знаю, что вас интересует тема «вулканов». Хотите я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан?
2 слайд
“Жил на свете бог по имени Вулкан.
3 слайд
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель: Вот это да, Лунтик, какая интересная легенда. А я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов. Давайте, ребята, их рассмотрим. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан.
4 слайд
Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.
5 слайд
Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на треугольник, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети: На яму, воронку.
6 слайд
Воспитатель: Верно. Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
7 слайд
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Хотите я покажу вам где это находится?
Воспитатель – Мы ребята,сейчас с вами немного поиграем.
Физ. Минутка
Вулканы начали "вулканить".
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла,
И землю сильно обожгла.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать.
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул,
И на десятки лет уснул.
Воспитатель -ребята а вы хотите свой вулкан разбудить?
Дети-да!
Воспитатель. - А теперь предлагаю отправимся в нашу лабораторию где мы будем проводить эксперимент.
Воспитатель – Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо
Вспомнить технику безопасности. Как вы думаете, что надо сделать первым делом?
Дети – Одеть специальную одежду. Вспомнить технику безопасности.
Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
Воспитатель – пройдёмте в нашу лабораторию.
(сели)
Воспитатель – Как мы можем определить тему нашего исследования?
Дети – тема нашего исследования «действующий вулкан»
Воспитатель – Тему определили начинаем работу в лаборатории.
Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан. (в готовый раствор кладу лимонную кислоту).
Наблюдаем “извержение “ вулкана.
Воспитатель – А хотите я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать? (показ изготовления раствора).
Помещаем в готовый макет 1 чайную ложку соды из сосуда № 1, берем чайную ложку лимонной кислоты и из сосуда № 2, немного моющей жидкости из стакана № 3
Воспитатель – Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы.
Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление).
Воспитатель – Кому, что не понятно?
Воспитатель – А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению эксперимента.
Дети сами готовят состав лавы.
Воспитатель– Молодцы ребята все справились с поставленной вам задачей.
Из вас получились хорошие исследователи.
Воспитатель – Ребята, проделав опыт-эксперимент, что нового вы узнали?
Мы познакомились с составом лавы.
Воспитатель – Как вы думаете? Мы всё узнали о вулканах?
Откуда мы ещё можем пополнить наши знания о вулканах?
Воспитатель - На сегодня наши исследования закончились, спасибо.