Александрова Лидия
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
«Волшебный камень - магнит и его свойства»
Выполнил воспитатель
МДОУ «Детский сад №4»
Александрова Л. Д.
Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.
Публикация «Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности „Волшебный камень — магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный - письмо, поднос, рукавичка, магнит, компас.
Раздаточный – магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, стакан с водой, скрепки.
Ход занятия.
1. Организацигнный момент, эмоциональный настрой (дети сидят на ковре)
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте, дорогие гости!
Воспитатель: – Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или солнечный.
Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было спокойно и тепло? Надо улыбнуться.
(Звучит песня «От улыбки станет всем светлее». Дети подпевают и улыбаются друг другу).
2. Проблемная ситуация
Воспитатель: - Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать, что написано в нем? (Да) (Воспитатель берет рукавичкой, и в рукавичке и в письме магнит, письмо примагничивается).
Воспитатель: – Дети видите, волшебство уже начинается! Почему письмо примагнитилось? (Ответы детей).
Воспитатель: – у меня в письме и рукавичке лежит волшебный камень, а как он называется вы узнаете, если отгадаете загадку.
Бывает маленьким,
Бывает большим,
Железо очень дружит с ним
С ним и незрячий, непременно,
найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей.
Воспитатель:- Правильно, это магнит. (Достает магнит).
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: – мы сегодня будем знакомиться с этими секретами в нашей лаборатории. А кто в ней работает? (Ученые). Тогда я можно буду старшим ученым, а вы младшими. Мы будем с вами проводить опыты. (Дети отправляются за столы).
Воспитатель: – У вас на столах лежат магниты, давайте их рассмотрим и скажем какие они на ощупь. Если на него нажать пальцами, останется ли след? (Дети нажимают, след не остается).
Воспитатель:– Значит какой магнит?
Дети: - Он твердый.
Воспитатель:- теплый или холодный (холодный).
Воспитатель:- Положите его на руку. Он тяжелый?
ВЫВОД: Магнит твердый, холодный, тяжелый.
Воспитатель:- Дети мы совсем забыли про письмо. Пора узнать, что в нем. (Достает и читает).
ПРОСЬБА ОТ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ.
Маленькие мои друзья! Похитил меня Кощей бессмертный, заточил меня в своей крепости и не отпускает. А в этой крепости много волшебных камней, которые притягивают металлические предметы. Очень интересует его вопрос: как они появились и для чего нужны?
Воспитатель:– Ребята, а вы знаете откуда появился магнит?
Много много лет назад люди нашли в горах минерал – камень черного цвета с красивым металлическим блеском, назвали его магнетит. Ученые считают, что название магнетит произошло от названия города, в близи которого его нашли – Магнезия. Люди стали делать из этого камня бусы, серьги, браслеты. Они даже считали, что он обладает лечебными свойствами : успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычные свойства магнетита – притягивать железо. Ну, что запомнили откуда появился магнит?
Значит отправим письмо Василисе Премудрой по адресу: Замок Кощею бессмертному.
Заглядываем в письмо.
ПРОСЬБА ОТ ВИНТИКА И ШПУНТИКА.
Дорогие дети, у нас сломалась машина. Они просят помочь починить машину, отобрать только железные предметы.
Воспитатель: – Как вы думаете, мы можем помочь Винтику и Шпунтику? Как мы можем отличить железные детали от остальных? Что нам поможет? (магнит).(дети проводят опыт, притягивают магнитом разные предметы : дерево, пластмасс, бумагу, железо).
Воспитатель: - Предметы, которые притягивает магнит называются магнетическими предметами. Предметы, которые не притягивает магнит – не магнетическими.
ВЫВОД: магнит притягивает металлические предметы, это свойство называется магнитная сила.
Физкультминутка.
Сказка дает нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- станет талия осиной,
если будем наклоняться
влево- вправо 10 раз-.
Вот Дюймовочки слова:
Чтобы была спина прямая:
Поднимитесь на носочки
Словно тянетесь к цветочкам
Раз, два, три, четыре,пять
Повторите ка опять.
Раз, два, три, четыре,пять.
Красной шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать
Проживешь ты много лет
Раз, два, три, четыре,пять
Повторите ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули, снова в путь.
Воспитатель:- заглядывает в письмо.
ПРОСЬБА ОТ БУРАТИНО.
Дорогие ребята. Кот Базилио и лиса Алиса зарыли мои деньги в песок, помогите мне их найти.
Воспитатель:- Как же мы ему поможем? (Высказывания детей).
ОПЫТ: дети берут магнит и вытаскивают из песка деньги 1, 2, 3, 5 рублей.
ВЫВОД: магнит притягивает через песок железные предметы.
Воспитатель:- Ну вот, мы достали деньги, отошлем их Буратино.
ПРОСЬБА ОТ АЛЕНУШКИ.
Милые ребята, я уронила ключи в воду, помогите их достать.
Воспитатель:– Как вы думаете мы можем ей помочь. Нужно достать ключ, не замочив рук.
ОПЫТ С МАГНИТОМ И СКРЕПКОЙ В ВОДЕ. Дети достают скрепку.
ВЫВОД: магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде.
Воспитатель:– Вы все устали, нужно отдохнуть (встали в круг).
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют творить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмемся за руки и почувствуем тепло рук ваших друзей.
Воспитатель: – Ну а сейчас отправимся в нашу лабораторию.
ПРОСЬБА ОТ ВЕЛИКОГО ВОЛШЕБНИКА ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА ГУДВИНА.
У него закончились фокусы и он просит,чтобы мы показали какой-нибудь фокус. Он хочет удивить своих подданных.
ОПЫТ С МАГНИТОМ И СКРЕПКАМИ : у кого цепочка длиннее.
Воспитатель: – Ребята, а почему скрепки не распались, что с ними произошло?
ВЫВОД: скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитом.
ПРОСЬБА ОТ МОРОЗКО.
Ребята, нарисуйте мне необычные узоры.
ОПЫТ МАГНИТНЫЕ ФАНТАЗИИИ : (лист бумаги, стружка, магнит).
ВЫВОД: магнит воздействует на металл через дерево и бумагу.
ПРОСЬБА ОТ КРАСНОЙ ШАПОЧКИ.
Она заблудилась в лесу и просить найти дорогу к бабушке.
ОПЫТ С МАГНИТАМИ : у каждого магнита есть два полюса, северный и южный. Северный полюс окрашен в синий цвет, а южный – красный. Разные полюса притягиваются (синий красный, а одинаковые – отталкиваются (опыт в парах).
Красной Шапочке поможет компас. Как бы мы его не крутили синяя стрелка всегда будет показывать на север.
Воспитатель: - Вот мы и помогли нашим сказочным героям.
Воспитатель: - И так ребята, сегодня мы познакомились с магнитом и его свойствами. Давайте еще раз вспомним какой магнит и его свойства.
Магнит тяжелый, твердый, холодный, притягивает металлические предметы, магнитная сила действует сквозь песок, воду, стекло.
Воспитатель: – вам дано было задание узнать у родителей где используется магнит и подготовить иллюстрации. ( Ответы детей: дома – в наушниках, телефонной трубке, электрозвонок, магнитики на холодильнике, в украшениях: браслеты, ожерелья с магнитными застежками. производстве: - в автомобилях, вентиляторах, для поднятия тяжестей.)