Маргарита Аверина
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 15”
по экологии
«Путешествие по экологической тропе»
Воспитатель
Высшей категории
Аверина М. М.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Путешествие по экологической тропе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
г. Петропавловск-Камчатский, 2019 год
Тема: «Путешествие по экологической тропе»
Цель: Закрепить знания детей о многообразии животного и растительного мира нашей страны.
Задачи:
1. Расширять представления детей о животных и растениях; их названия, внешний вид;
2. Закрепить знания о разных видах леса, закрепить правила поведения в лесу;
3. Обобщить знания о грибах, учить узнавать в разнообразии съедобные, несъедобные и ядовитые. Познакомить с правилами сбора грибов.
4. Развивать речь детей.
5. Формировать осознанное действенное отношение к природе, желание беречь и охранять её.
Оборудование: Листья разного размера и формы; письмо; иллюстрации с изображением диких животных; муляжи и картинки грибов; ёлки, плоскостные изображения деревьев, пень; иллюстрации хвойных и лиственных деревьев; плакаты с правилами поведения в лесу, разрезные картинки по количеству детей; мольберт.
Предварительная работа:
1. Разучивание с некоторыми детьми небольших описательных рассказов о диких животных;
2. Рассказать детям о съедобных и несъедобных грибах;
3. Рассматривание иллюстраций о живой природе;
4. Разучивание пословиц о лесе.
Ход занятия:
I. Дети стоят в кругу. На ковре разбросаны листья.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и возьмитесь за руки.
Аутотренинг «Мы-друзья природы»
Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок.
Мы вдыхаем чистый, свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
Ребята, сегодня ночью был сильный ветер, к нам в группу принесло много листьев. Посмотрите, какие они разные и по форме и по цвету. Но что это?
(Среди листьев лежит запечатанный конверт)
Письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы-все лесные жители, приглашаем вас в гости. У нас прекрасный зелёный дом-лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов. Приходите к нам: мы приготовили для вас интересные игры, задания, загадки, над которыми вам нужно будет потрудиться.
Лесные жители»
Воспитатель: Ну, что, ребята, хотите отправиться в путешествие? Здесь написано заклинание, которое поможет нам очутиться в лесу. Готовы?
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка.
Руки вытянуть вперёд,
А затем наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
II. Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Перед нами лесные тропинки. Чтобы пройти по первой тропинке нам надо исправить ошибки.
Дидактическая игра «Исправь ошибку» :
-Волк больше зайца.
-Ёжик живёт в дупле.
-Заяц очень любит мёд.
-У белки длинные уши и короткий хвост.
-Заяц охотится на волка.
-Медведь меняет шубку с белой на серую.
-Лиса впадает в спячку и сосёт лапу.
А вот и следующее задание. Сейчас ребята расскажут вам о некоторых животных интересные факты, но не будут говорить о ком эти рассказы. А вы должны будете догадаться о ком речь.
Дидактическая игра «Отгадай, о ком рассказали» :
1. Это хищное животное. У этого животного зубки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая, рыжая. Ходит тихо. К земле пригибается, будто кланяется. Роет норы глубокие, много входов и выходов, любит курочек, уточек, мышек, рыбку.
(Лиса)
2. Это пушистое животное. Туловище у не 25 см, плюс хвост. Ушки треугольные, на кончиках кисточки, пушистый хвост. Живёт только на больших деревьях в дуплах. Едят грибы, ягоды, орехи и даже насекомых. Зимой мех у неё серый, а летом рыжий.
(Белка)
3. Это крупный лесной обитатель, хищник. В дикой природе живёт обычно возле речек, в лесах. Весит этот зверь более трёхсот кг. Он быстро бегает, прыгает, и лазает по деревьям. Ест почти всё : любит плоды, орехи, годы, мёд, хорошо ловит рыбу. Зимой спит в берлоге. В январе у него рождаются детёныши.
(Медведь)
4. Это маленькое лесное животное. Носит колючую шубку, любит лакомиться грибами, ягодами, жучками и небольшими змейками. Зимой впадает в спячку.
(Ёжик)
Молодцы! А вот и следующее задание:
Дидактическая игра «Отгадай, кто нарисован» :
На мольберте лист с трафаретным изображением диких животных, расположенных в разброс.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и назовите животных, которые здесь нарисованы?
-А как мы можем назвать их одним словом? (Дикие, лесные)
-Почему они так называются?
Дидактическая игра «Хищники и травоядные» :
Воспитатель: Как вы думаете, как мы можем схематичо обозначить то, что эти животные живут в лесу? (Дети предлагают варианты. Вместе приходим к выводу, что это можно обозначить так:)
-Что едят лиса и волк? (Других животных-это хищники)
-Что едят заяц, белка, олень? (Растения. Они травоядные)
-Значит на какие две группы можно разделить лесных жителей? (На хищников и травоядных).
III.Молодцы! Продолжаем путь! (Дети подходят к следующему зелё ному уголку: ёлки, плоскостные деревья, муляжи грибов)
Воспитатель: Посмотрите, куда нас привела тропинка. Предлагаю устроить привал. (Дети садятся на полянке).
На нашей полянке спрятались маленькие жители. Они живут под деревьями и на старых пнях, они ребята дружные. Поэтому растут целыми семейками. Они бывают яркими, с красивыми шляпками. Кто догадался, о ком я говорю?
(Грибы)
Грибное царство огромно и разнообразно, но все ли грибы можно есть? Почему? (Есть несъедобные, ими можно отравиться)
На какие две группы можно разделить все грибы? (есть грибы съедобные и несъедобные, в том числе ядовитые).
Существуют правила сбора грибов. Как вы думаете, какие?
Правила:
1. Никогда не нарушать грибницу. Для этого срезайте гриб ножиком.
2. После сбора грибов обязательно помойте руки.
3. Не рвите и не разоряйте ядовитые грибы, они служат пищей для жителей леса.
4. Не срывайте незнакомые грибы. Они могут быть ядовитыми.
У меня для вас приготовлены загадки о грибах. Давайте мы их отгадаем, а в лукошко положим только те, которые можно есть.
Ой, какой грибок хороший, ярко-красненький, в горошек!
Будет супчик ароматным и на вкус таким приятным. Только слышен дружный хор: -Нет! Ведь это… (Мухомор)
Я родился в день дождливый под берёзкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый с ножкой длинной и прямой.
(Подберёзовик)
Скромный, тоненький и бледный
Только гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп-вас в больницу увезут.
И на всех вокруг сердитый. Мы оставим на полянке эту вредную….
(Поганку)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту, зовусь я… (Подосиновик)
Нет грибов дружней, чем эти-знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
Эти дружные ребята называются…. (Опята)
Ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички золотистые (Лисички)
Динамичная пауза:
А теперь, ребята, встали.
По тропинке зашагали.
В чудо лес мы все придём
И задание найдём.
IV.Дети садятся за парты. На столах конверты с разрезными картинками. На доске иллюстрации деревьев.
Воспитатель: Лес-это большое сообщество растений, животных, насекомых. Настоящее дружное царство.
-Если в лесу только деревья с листьями, то такой лес называют. (Лиственным)
-Какие лиственные деревья, растущие у нас на Камчатке вы знаете?
(Берёза, ольха, ива, тополь. рябина)
-Какие кустарники вы знаете? (Шиповник, жимолость, малина, крыжовник)
-Если в лесу деревья с иголками, то такой лес называют… (Хвойным)
-Перечислите мне хвойные деревья: кедр, сосна, ель, лиственница, пихта.
-А если в лесу растут и хвойные и лиственные деревья, какое мы дадим ему название? (Смешанный лес)
Давайте вспомним пословицы и поговорки о лесе:
• Лес не школа, а всех учит.
• Срубишь кусты, прощайте птицы.
• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
• По лесу ходи- под ноги гляди.
• Рощи да леса- всему краю краса.
• Дерево держится корнями, а человек- друзьями.
А какие правила поведения в лесу вы знаете? (Показ схем)
• Нельзя ловить птиц и насекомых.
• Нельзя шуметь.
• Нельзя разорять гнёзда и брать в руки птенцов.
• Нельзя разводить костёр. Если необходимо развести, то нужно выбрать место, обложить его камнями. Перед тем как уходить из леса, надо обязательно потушить костёр.
• Нельзя качаться на деревьях и ломать ветки.
А теперь еще одно задание от жителей зелёной страны. Вы должны прослушать звуки природы и отгадать, что или кто это.
Дидактическая игра «Отгадай,что звучит»
А сейчас я предлагаю вам собрать разрезные картинки и увидеть, как разнообразен лесной мир. (Звучит мелодия «Звуки леса»)
Итак, лес снабжает нас и животных кислородом, плодами и грибами. Из древесины делают бумагу, мебель, одежду и многое другое. Всё в лесу взаимосвязано и если мы будем беречь и любить природу, соблюдать правила, тогда и лес нам будет дарить своё тепло и красоту.
Наше путешествие закончилось, но мы ещё не раз встретимся с лесными жителями и узнаем много интересного.