Овчинникова Ольга
Конспект экскурсии «Путешествие по экологической тропе» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Экскурсия «Путешествие по экологической тропе»
с детьми старшего дошкольного возраста
Цель:
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Публикация «Конспект экскурсии „Путешествие по экологической тропе“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Ход работы:
Младший воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Воспитатель удивляется и предлагает детям поразмышлять и высказать своё мнение о том, как эта корзина могла оказаться в нашей приемной. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то мог её оставить или просто забыть, вместе с детьми осматривают корзинку.
В группу заходит сказочный герой «Синьор-мухомор»
- Здравствуйте, ребята! Вы не находили мою корзинку? Я не помню где её оставил. (Ответы детей)
- Спасибо вам большое. (Берёт корзинку)
- А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная. (Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема)
- Ой, посмотрите, что это в корзиночке?
Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.
- Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.
Воспитатель и сказочный герой проводят путешествие.
1. Станция: «Волшебный цветник»
Наблюдение за цветником
Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Осень наступила, высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо красит, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Вопросы для беседы:
• Какое сейчас время года?
• Что происходит с растениями осенью?
• Для чего нужны растениям листья, корень?
• Можно ли их срывать с клумбы?
• Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
• Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)
Вы стоите рядом с этим чудесным цветником.
• Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.)
• Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город,
радуют жителей.)
• Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)
Стихи о цветах:
- Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано
и о цветах. Послушайте строчки из стихотворений.
Одуванчик
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Гвоздика
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонёк?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернёт цветок,
«До утра! До новой встречи!» -
И погаснет огонёк.
Колокольчик
О чём колокольчик звенит на лугу?
Ответить на это, я вам не могу.
Но думаю так: зазвенит он с утра
И слышат цветы – просыпаться пора.
Ромашки Подсолнух
- Эй, ромашки, дайте мне ответ: Днём подсолнух в огороде улыбается погоде.
Вы откуда, если не секрет? По орбите круговой, вертит рыжей головой.
- Не секрет, - ответили ромашки - Я, - хвалился он пырею, -
Нас носило солнышко в кармашке! Вместе с Солнцем землю грею!
Исследовательская деятельность:
Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Д/и «Превратись в цветочек»
«Покружись, покружись
И в цветочек превратись»
Дети должны мимикой, действиями изобразить один из цветочков, а сказочный герой угадывает цветочки.
2. Станция: «Яблонька»
Рассматривание яблони
Цели: вызвать интерес к конкретному дереву – яблоне, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Само с кулачок, румяный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. Что это? (яблоко)
Вопросы для беседы:
• Это фрукт или овощ?
• А где растет яблоко?
• Дети, как рождается яблоко?
Растет яблоко долго - от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас бело-розовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.
• А кто знает, от чего зависит вкус яблочка?
Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным.
• Но как нужно заботиться о яблоне?
Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.
Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора» :
В Сибири не растут южные сорта яблонь, потому что не выдерживают суровой зимы. Садоводы вывели множество сортов, которые хорошо растут в Сибири; такие, как ранет. Он хорошо переносит зиму, правда яблочки у них мелкие, но не менее вкусные. Наша яблонька тоже называется ранеткой.
Есть у яблонь и заслуги в лечении человека. В английской пословице говориться: «В день по яблоку и врач не нужен». Одно яблоко хорошо, но лучше два-три. Очень много в яблоках витаминов.
• Кто из лесных жителей любит полакомиться яблочками?
• Едят ли яблоки домашние животные? Каким образом?
• Как человек использует яблоню?
• Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
• Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?
Вспомним сказки:
Вы знаете, много сказок и рассказов. Постарайтесь вспомнить, в каких из них встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня».
Дидактическая игра: «Волшебный мешочек»
Дети пытаются найти яблочко в мешочке среди других фруктов, не видя его.
Подвижная игра «Яблоко».
Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.
Завертелось, закружилось, и по кругу покатилось.
Где остановилось, с тем и подружилось.
Выходи, не зевай, свою пляску начинай!
Ребенок, у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию (аудиозапись – по выбору воспитателя).
3. Стоянка: «Чудесный огород»
Наблюдение за огородом
Цели: формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.
Вопросы:
• Дети, скажите, что растет на грядке? (Ответы детей).
• Как всё это назвать одним словом?
• Вспомните, какие ещё овощи вы знаете?
• А кто выращивает овощи?
• Расскажите, зачем люди выращивают овощи?
• А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти?
Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора» :
Солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь. Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
• Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей).
• Что они там делали?
Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов. А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям - оно ест тлю.
Подвижная игра: «Вершки и корешки».
Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).
Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.
Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают овощи по обручам.
Хороводная игра: «Огород»
Дети под музыку водят хоровод, изображая овощ по тексту.
4. Станция: «Веселый скворечник»
Наблюдаем за скворечником.
Цели: уточнить представления детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям.
Воспитатель предлагает отгадать загадку
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Вопросы:
• Что такое скворечник?
• Откуда он взялся на нашем участке?
• Для кого человек сделал скворечник?
Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора» :
На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам. Обнаружив свободный скворечник, самец заселяется в него и начинает всячески обустраивать – таскает туда мягкий пух, перья птиц и все, что подходит для будущего гнезда.
• Ребята, почему мы не слышим голоса скворцов осенью? (ответы детей)
Перед отлетом в тёплые края, скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню. Так он прощается со своим домиком.
• Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? (ответы детей)
• Он так и будет пустовать всю зиму?
После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать - воробьи или синички.
Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»
Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.
5. Станция: «Зелёная аптека»
Рассматривание лекарственных растений.
Цели: уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений; закреплять знания об их строении; формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.
Вопросы:
• Что такое «Аптека»?
• А как вы думаете, что значит «Зелёная аптека»?
Рассказ сказочного героя «Синьора - мухомора» :
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Ещё давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Лечение травами давно известно в народе. В далёкие времена лечебные травы собирали специальные люди, их называли «травниками».
• Какие лекарственные травы вы знаете?
Спрячу-ка в карманчик бывший (одуванчик)
В листьях одуванчика много витаминов, их используют для салата. Настои из него пьют, чтобы улучшить аппетит, память, работу пищеварительной системы. Корень одуванчика используют для приготовления масла от ожогов.
Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)
Ромашка – лучший доктор при воспалительных заболеваниях. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы. Ромашка поможет и больному животику.
Семена, как коготки, Желто-красные цветки. От горла помогают, кто же их не знает? (календула)
С помощью календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине,
так же лечат желудок, печень и кожу.
Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. Лечит ранки и ожоги, этот лекарь у дороги? (подорожник)
Подорожник исцеляет раны человека, ссадины, царапины, останавливает кровь, помогает при укусах насекомых.
Растение видное, а прозвище обидное (лопух)
Изумрудно-зелёные листья лопухов заживляют раны. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. Если у вас повысилась температура – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.
Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит (крапива)
Крапиву используют для остановки кровотечения, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. Из листьев крапивы готовят щи и салаты.
Игра: «Узнай и собери растение»
Детям нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.
Сказочный герой «Синьор-мухомор»
- Ну что, мои милые ребята, понравилось вам путешествие? Сумел я раскрыть небольшие тайны природы? Я приготовил для вас угощение. (сказочный герой раздаёт угощение, прощается с детьми).